
![]() |
|
История Земли и жизни на нейПрограмма: авторская. Публикация по теме:История развития жизни на Земле Объяснительная запискаЦель настоящего спецкурса мне видится в том, чтобы у ученика воз
никла максимально целостная картина функционирования биосферы Земли в
процессе ее исторического развития. Между тем, одно из положений тео
рии систем гласит: систему невозможно оптимизировать по двум незави
симым параметрам одновременно; в частности, добиваясь целостности ри
суемой картины, неизбежно приходится жертвовать ее детальностью - или
наоборот. Попытка запихнуть в голову ученика побольше конкретных фак
тов в отсутствии некой обобщающей концепции неизбежно приведет нас к
созданию ухудшенной копии старого университетского курса палеонтологии
- унылого мартиролога вымерших организмов, который по сдаче экзамена
следует забыть как страшный сон. Именно поэтому во многих случаях я
вполне сознательно жертвовал палеонтологической и геологической конк
ретикой в пользу теоретических (иногда к тому же - в достаточной сте
пени умозрительных) обобщений.
Структура программыЭволюция и периодизация истории Земли (6 часов)
Содержание программыРаздел 1. Эволюция и периодизация истории ЗемлиТема 1. Возраст Земли, Солнечной Системы и Вселенной Физическое и геологическое время. Абсолютный и относительный воз
раст. Изотопные методы определения абсолютного возраста. Возраст Земли
и Солнечной Системы (соответствие возрастов древнейших горных пород и
метеоритного вещества).
Тема 2. Происхождение Земли, эволюция литосферы и климата Происхождение нашей планеты. Гипотезы "изначально холодной" и "из
начально горячей" Земли. Гравитационная дифференциация недр. Эволюция
земной коры. Основные положения теории тектоники плит. Дрейф континен
тов и разрастание океанического дна. Мантийная конвекция: мантия с од
ной и двумя конвекционными ячейками и переходные состояния. Взаиморас
положение материков, островных дуг и эпиконтинентальных морей в раз
личные эпохи.
Раздел 2. Проблема происхождения жизниТема 3. Теории происхождения жизни на Земле Происхождение жизни: абиогенез и панспермия. Гиперцикл. Геохими
ческий подход к проблеме. Особая роль свойств воды в возникновении
жизни.
Раздел 3. Эволюция биосферы в докембрииТема 4. Древнейшие следы жизни на Земле и прокариотный мир до кембрия Древнейшие следы жизни на Земле, их возраст. Проблема автотроф
ности или гетеротрофности первых организмов. Возникновение первых эко
систем. Современные водорослевые маты как аналог первых на Земле сооб
ществ. Строматолиты. Изменения газового состава атмосферы.
Тема 5. Возникновение многоклеточности Гипотеза кислородного контроля. Эдиакарский эксперимент - возник
новение бесследно исчезнувшей фауны бесскелетных многоклеточных. Осо
бенности морских экосистем венда.
Раздел 4. Эволюция биосферы в палеозоеТема 6. Кембрий - начало фанерозоя Кембрий - начало фанерозоя. "Скелетная революция" - возникновение современных типов организмов с минеральным скелетом. Пеллетный транс порт - ключевое событие в эволюции морской экосистемы. Расширение эв фотической зоны, появление макрофитов. Три принципиальных этапа в раз витии морской экосистемы: кембрийский, палеозойский и современный.Тема 7. Эволюция биосферы в палеозое Появление наземных экосистем. Происхождение ключевых наземных
групп - высших растений и насекомых. Возникновение почв и почвообразо
вателей.
Раздел 5. Эволюция биосферы в мезозоеТема 8. Основные события мезозоя Палеогеография, климат, биогеографические области. Расположение
материков и обогрев полюсов. "Вся Земля - сплошные субтропики".
Тема 9. Закономерности глобальных биоценотических кризисов Среднемеловой биоценотический кризис - экспансия покрытосеменных. Равновесная модель динамики фитоценозов. Позднемеловой кризис - "вели кое вымирание". Биотические и "импактные" гипотезы. Несостоятельность гипотез "ударного воздействия" и объяснение иридиевых аномалий. Общие закономерности глобальных экологических кризисов. Особенности совре менного кризиса и его вероятные последствия. Раздел 6. Эволюция биосферы в кайнозоеТема 10. Основные события кайнозоя Кайнозой: палеогеография, климат, биогеографические области. За
мыкание Полярного бассейна, установление антарктической циркуляции и
усиление зональности климата.
Тема 11. Историческая биогеография Две альтернативные и взаимодополняющие концепции - викариантная модель и концепция оттесненных реликтов. Плюсы и минусы каждого из подходов. Попытка компромисса: схема Раутиана-Каландадзе. Реконструк ция палеогеографии по распространения животных в прошлые эпохи. Тема 12. Антропогенез Время и место появления человека. Предпосылки становления соци альной организации у приматов и ее следствия. Стадии антропогенеза. Вымершие виды людей, взаимоотношения между ними. Расогенез. Миграции больших рас, приведшие к их современному распространению. Тема 13. Общие принципы эволюции экосистем Циклические и направленные процессы в экосистемах. Концепция конструкционного и трансформационного филогенеза Жерихина. Эволюция планеты Земля, как биокосного тела (концепция "живой Земли" Вернадско го и Лавлока). Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихсяУчащиеся должны знать:Возраст Вселенной, Солнечной системы, Земли, время происхождения
жизни, эукариот, многоклеточных, выхода на сушу, границ эр; сущность
методов определения абсолютного и относительного возраста; геохроноло
гическую шкалу (названия и последовательность эр и периодов); основные
события в эволюции биосферы, их последовательность с привязкой к геох
ронологической шкале; основные этапы антропогенеза;
Учащиеся должны уметь:пользоваться положениями изученных теорий для обоснования тех
выводов и предсказаний, которые на их основе делаются;
Межпредметные связиКурс в своей основе является междисциплинарным и интегрирующим, поэтому межпредметные связи играют особенно важную роль. При этом пре дусматривается как опора на уже существующие знания по физике, астро номии, географии и другим предметам школьного курса, так и опережающее введение некоторых понятий, на которые смогут опираться учителя этих предметов в дальнейшем. Астрономия Гипотеза расширяющейся вселенной; попытки определить возраст Сол нечной системы и методы определения возраста небесных тел; гипотезы о происхождении Земли; гипотезы о столкновениях с астероидами как причи не вымираний и объяснение иридиевых аномалий; связь климата с положе нием Земли на орбите, углом наклона земной оси, солнечной постоянной и др. космическими факторами. Физика Период полураспада - изотопный метод определения абсолютного воз
раста;
Химия Изотопы - изотопные методы определения возраста;
География и геология Геохронологическая шкала - шкала относительного возраста;
Учебное пособиеЕськов К.Ю. История Земли и жизни на ней. М.: Изд-во НЦ Энас, 2004 (второе
издание, исправленное). Здесь также можно ознакомиться с замечаниями С.М. Глаголева к книге К.Ю. Еськова (ZIP-архив, *.doc внутри).
|