Программа: авторская
Автор: Квашенко А.Н., Глаголев С.М.
Год утверждения (начало апробации): 1993
Курс преподает С.М. Глаголев
Пояснительная записка
«Зоология позвоночных» входит в систему курсов, с изучения которых начинается биологическая специализация школьников. Параллельно с этим курсом в 8 классе проводятся занятия практикума и курса «Введение в биологию», предварительно знакомящего учащихся с основными молекулярными процессами, лежащими в основе функционирования всех живых систем.
Подобная организация системы курсов позволяет
Спецкурс рассчитан на учебный год (34 занятия по два академических часа, всего 68 часов).
Структура программы
Введение. Общие признаки и систематика хордовых (2 ч)
Эмбриогенез хордовых (2 ч)
Бесчерепные (10 ч)
Позвоночные (54 ч)
Содержание программы
Положение хордовых среди других типов животных; первично — и вторичноротость. Основные признаки хордовых – развитие осевого эндоскелета, нервной трубки и её производных, жаберных щелей и метомерной мускулатуры. Низшие хордовые и позвоночные; деление позвоночных на бесчелюстных и челюстноротых; анамний и амниот; классы позвоночных.
Общая периодизация онтогенеза. Периодизация эмбриогенеза. Ход и результат дробления. Ход и результат гаструляции. Зародышевые листки. Формирование хорды; эмбриональная индукция и формирование нервной трубки; формирование сомитов и закладка целомических мешков; закладка полостных органов.
Среда обитания, внешнее строение и образ жизни ланцетников. Опорно-двигательная система: строение и функции хорды; метомерная мускулатура; ундуляция. Нервная система: деление на центральную и периферическую нервную систему; нервная трубка, мозговой пузырь и метомерные нервы. Классификация нервов. Органы чувств. Пищеварительная система: отделы пищеварительной трубки; строение и работа слизистых транспортёров; положение и роль жаберных щелей; взаимосвязь пищеварительной системы с органами дыхания у хордовых. Задачи, строение и работа органов выделения. Строение и работа кровеносной системы. Размножение и развитие ланцетников.
Тема А. Бесчелюстные
Среда обитания, внешнее строение и образ жизни миноги. Закладки позвонков и начало формирования черепа. Деление головного мозга на пять отделов; локализация основных функций в головном мозге позвоночных. Органы чувств миноги. Пищеварительная система: Ротовая присоска; висцеральная корзина; деление глотки на пищевод и дыхательную трубку; поджелудочная железа и печень. Дыхательная система: жаберные мешки и механизм вентиляции жабр. Кровеносная система: формирование и работа четырёхкамерного сердца; две основные камеры. Выделительная система: строение и работа головной и туловищной почки. Размножение и развитие миноги; метаморфоз. Древнее разнообразие бесчелюстных.
Тема Б. Хрящевые рыбы
Общая систематика современных хрящевых рыб. Скелет. Висцеральный скелет рыб; происхождение и строение челюстей. Осевой скелет; строение черепа; закладка и строение позвонков. Конечности: строение и функции поясов конечностей; парные плавники. Нервная система: Особенности головного и спинного мозга акулы. Органы чувств. Пищеварительная система. Происхождение и строение зубов. Особенности строения – сверхкрупная печень, развитие спирального клапана кишки; клоака. Дыхательная система – строение и механизмы вентиляции жабр. Адаптивность накопления мочевины в тканях. Внутреннее оплодотворение и варианты развития потомства у хрящевых рыб. Черты специализации у скатов и химер.
Тема В. Костные рыбы
Общая систематика и общие особенности костных рыб: развитие скелетных окостенений; редукция количества жаберных щелей до 4-х пар; развитие жаберных крышек; развитие газовых производных кишечной трубки. Особенности лучепёрых: строение плавников, плавательный пузырь, редукция артериального конуса. Систематика и разнообразие лучепёрых. Особенности лопастепёрых: строение плавников, лёгкие, хоаны. Скелет: пояс передних конечностей и варианты плавников; строение черепа. Дыхательная система: варианты вентиляции жабр; дополнительные органы газообмена. Систематика и разнообразие лопастепёрых: двоякодышащие и кистепёрые. Особенности рипидистий и целокантид.
Тема Г. Амфибии
Изменения в строении и работе систем органов, необходимые при освоении суши. Особенности скелета: совершенствование поясов и свободных конечностей; новые отделы позвоночника; особенности черепа. Особенности строения и работы дыхательной системы амфибий: мешкообразные лёгкие; глоточная вентиляция; необходимость кожного дыхания. Особенности строения покровов. Кровеносная система: происхождение второго круга кровообращения; строение и работа сердца. Нервная система и органы чувств: особенности головного и спинного мозга; происхождение среднего уха; особенности зрения. Пищеварительная система: особенности ротоглоточного отдела; пищевое поведение. Размножение и развитие амфибий; метаморфоз. Разнообразие и систематика современных амфибий. Разнообразие древних амфибий.
Тема Д. Рептилии
Общие особенности и эволюционное значение класса рептилии. Происхождение и строение амниотического яйца. Размножение и развитие на суше. Роль нового (рёберного) механизма вентиляции лёгких: увеличение площади газообмена лёгких; формирование газо-водонепроницаемых покровов; освоение новых (засушливых) биотопов. Происхождение почки «экономного» типа. Изменение челюстного аппарата и появление височных окон черепа. Изменения в строении и работе сердца. Общее повышение интенсивности обмена веществ. Головной мозг зауропсидного типа; особенности строения и работы органов чувств. Эволюционное древо рептилий: происхождение и систематика основных групп. Разнообразие древних рептилий. Разнообразие и систематика современных рептилий.
Тема Е. Птицы
Гомойотермия. Плюсы и минусы теплокровности. Варианты теплокровности. Изменения в строении и работе систем органов, обеспечивающие развитие гомойотермии. Система требований к активно летающему существу: особенности скелета и мускулатуры; высокий уровень обмена веществ и изменения в строении и работе сердца, органов дыхания, пищеварения и выделения; требования к Ц.Н.С. и органам чувств. Особенности скелета килегрудых птиц на примере голубя: особенности строения черепа; особенности строения отделов позвоночника; особенности строения грудной клетки; особенности строения пояса передних конечностей и скелета крыла; особенности строения пояса задних конечностей и скелета ноги. Покровы: строение и задачи различных типов перьев; прочие роговые производные кожи; копчиковая железа. Четырёхкамерное сердце и полное разделение кругов кровообращения. Строение и работа органов дыхания: строение дыхательных путей и лёгкого птицы; двойное дыхание; принцип противотока при газообмене в лёгком. Строение и работа пищеварительной системы: изменения ротового аппарата; строение и работа двухкамерного желудка; строение и работа тонкого кишечника. Строение работа нервной системы и органов чувств. Размножение и развитие птиц: птенцовый и выводковый варианты. Гипотезы происхождения полёта. Систематика и разнообразие современных птиц.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Основной набор терминов, описывающих положение органа в теле.
Основные проекции и плоскости сечения, принятые в анатомии.
Основные отличительные особенностей представителей типа хордовых.
Основные отличия позвоночных от низших хордовых.
Систематику позвоночных до отряда.
Основные этапы онтогенеза.
Основные этапы эмбриогенеза и общее строение эмбрионов позвоночных на разных этапах.
Строение и развитие амниотического яйца.
Варианты строения позвонков и отделы позвоночника; варианты строения рёбер у разных классов.
Основные блоки черепа и их особенности; строение и работу челюстного аппарата у разных классов.
Архетип и варианты строения свободных конечностей; строение и функции поясов конечностей у разных классов.
Общие принципы работы скелетной мускулатуры: общее описание работы акто-миозиновых пачек; перечень условий, необходимых для работы мышцы; изменение формы мышцы при сокращении; принцип антагонистов.
Строение и положение в теле спинного мозга; строение спинномозговых нервов.
Отделы, главные формации и их функции в головном мозге для разных классов позвоночных.
Особенности строения и работы органов чувств у разных классов.
Строение и работу сердца у разных классов.
Классификацию и особенности строения сосудов у позвоночных.
Главные сосуды большого и малого кругов кровообращения у разных классов.
Строение и механизмы вентиляции жабр у костных и хрящевых рыб.
Строение и механизм вентиляции органов дыхания амфибий, рептилий и птиц.
Особенности строения и работы основных отделов пищеварительной системы у разных классов.
Строение и работу головной и туловищной почки позвоночных.
Строение мочеполовой системы у разных классов.
Особенности строения покровов и их производных у разных классов.
Основные эволюционные связи между классами позвоночных.
Геохронологическую шкалу до периодов.
Схематично изображать строение органа, руководствуясь его описанием.
Строить заданную проекцию (сечение), опираясь на известные.
Связывать основные особенности работы органа с его тканевым строением.
Связывать основные особенности тканей с молекулярными структурами клеток и межклеточного вещества.
Связывать основные физиологические процессы организмов с внутриклеточными биохимическими процессами.
Сопоставлять строение и работу органов и их систем у представителей разных групп позвоночных, выделяя важнейшие сходства и отличия.
Сопоставлять особенности строения и работы организмов живых существ с особенностями среды обитания.
Различать гомологии и аналогии в строении различных организмов.
Объяснять взаимосвязи между работой разных органов и систем органов в организме.
Объяснять взаимосвязи между возможными изменениями разных систем органов в ходе эволюционного процесса.
Использовать представления о рычагах и блоках при объяснении работы опорно-двигательной системы органов.
Использовать представления о соотношении объём/давление при рассмотрении механизмов вентиляции органов дыхания и циркуляции крови.
Строить графики изменения давления по ходу дыхательного цикла в заданной точке системы; строить графики изменения давления крови по ходу сосудов круга кровообращения.
Использовать представления о диффузии при рассмотрении газообменных процессов.
Использовать представления о соотношении объём/поверхность тела при рассмотрении вопросов энергетики организмов.
Литература для учащихся
Квашенко А.Н. Зоология позвоночных для школьников / Под ред. канд. биол. наук С.М. Глаголева. М., Добросвет, Издательство КДУ, 2013. 190 с. Доступна в электронном виде, есть в библиотеке биокласса.
Квашенко А.Н. Эволюция кровеносных систем позвоночных // Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вып. 9. М.: издатель Карпов Е.В. 2006. С.84-109. Доступна в электронном виде (DOC), есть в библиотеке биокласса.
2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29