Физиология и анатомия человека

Программа: авторская
Автор: Квашенко А.Н., канд. биол. наук Глаголев С.М.
Год утверждения (начало апробации): 1993
Курс преподает канд. биол. наук С.М. Глаголев

Пояснительная записка

В системе образования специализированных биологических классов курс анатомии и физиологии человека опирается на курс «введение в общую биологию», курс практикума и углублённый курс «зоологии позвоночных», пройденные в прошлом (8-м) классе. Организм человека рассматривается как вариант организма млекопитающего, что позволяет преподавать не только анатомию, но и основы морфологии человека. По этой причине первым разделом курса является последний раздел «зоологии позвоночных» — млекопитающие.
Опора на такую базу позволяет концентрировать внимание на главных особенностях человеческого организма, связанных с его биосоциальной природой и последовательно углублять уровень изучения физиологических процессов.
Центральное место в курсе занимает изучение управляющих систем как нервной, так и гуморальной и их взаимодействия (включая представления о гипоталамо-гипофизарной оси регуляции). При этом рассматриваются не только центральные, но и местные механизмы, например – система автоматии сердечных сокращений и метасимпатическая регуляция кишечника, а также их взаимодействие. Это позволяет наилучшим образом формировать представление о работе организма как целого, показывать глубокую взаимосвязь всех процессов, происходящих в человеческом теле. При рассмотрении каждой конкретной системы органов анализ обязательно ведётся от макроструктуры и положения в теле до основ клеточной физиологии и биохимии. Особое внимание уделяется возможным формам патологии и механизмам действия применяемых лекарств.
Спецкурс рассчитан на учебный год (34 занятия по два академических часа, всего 68 часов).

Структура программы

Введение. Класс млекопитающие и место человека в системе животного мира

Раздел 1. Типы тканей
А – Эпителиальные ткани
Б – Соединительные ткани

Раздел 2. Иммунитет  и кровь
А – Неспецифический иммунитет
Б – Специфический иммунитет
В – Состав крови и клетки крови

Раздел 3. Управляющие системы 
А – Эндокринная система
Б – Нервная система

Раздел 4. Кровеносная система
А – Бассейны жидкостей тела
Б – Сердце
В – Система сосудов
Г – Гемодинамика

Раздел 5. Дыхательная система 
А – Строение и работа органов дыхательной системы
Б – Газообмен в лёгких и в тканях

Раздел 6. Пищеварительная система и питание
А – Строение и работа органов пищеварительной системы
Б – Питание

Раздел 7. Выделительная система

Раздел 8. Опорно-двигательная система
А – Скелет
Б – Мускулатура

Раздел 9. Кожа и кожные железы

Раздел 10. Половая система

Содержание программы

Введение. Класс млекопитающие и место человека в системе животного мира

Происхождение и общие особенности млекопитающих. Обеспечение теплокровности; особенности зародышевого развития. Происхождение человека. Сходства и отличия человека от других млекопитающих.

Типы тканей

А – Эпителии
Особенности строения эпителиальных тканей. Происхождение эпителиальных тканей. Разные типы эпителиев и их местоположение в организме.

Б – Соединительные ткани
Особенности строения соединительных тканей. Происхождение соединительных тканей. Разные типы соединительной ткани и их местоположение в организме.

Иммунитет и кровь

А – Неспецифический иммунитет
Понятие иммунитета; Неспецифический и специфический иммунитет (врождённый и приобретённый). Типы лейкоцитов: лимфоциты, макрофаги, нейтрофилы и др. Фагоцитоз. Воспаление – основная комплексная реакция неспецифического иммунитета.

Б – Специфический иммунитет
Антиген, антитело. Специфичность антител. Активный и пассивный приобретённый иммунитет. Искусственный и естественный приобретённый иммунитет: вакцина и лечебная сыворотка. Клеточное и гуморальное звенья адаптивного иммунитета; Т и В лимфоциты.

В – Состав крови и клетки крови
Состав плазмы; форменные элементы крови; свёртывание крови.

Управляющие системы

А – Эндокринная система
Отличия желёз внешней и внутренней секреции. Общие механизмы действия гормонов.
Положение в теле основных желёз внутренней секреции человека.
Мишени и действие тироксина, инсулина, глюкагона, кортикостероидов, адреналина и норадреналина.
Гипоталамо-гипофизарная ось регуляции; анатомия гипоталамо-гипофизарной области промежуточного мозга; релизинг-факторы гипоталамуса; гормоны передней и задней доли гипофиза – регуляция их выделения и вызываемые эффекты; действие тропных гормонов аденогипофиза. Взаимодействие нервной и гормональной регуляции.

Б – Нервная система
Строение и работа нейрона: формирование, распространение и передача нервного импульса; возбуждение и торможение; нейроглия.
Положение в теле, строение и функции спинного мозга человека.
Строение спинномозговых нервов.
Концепция рефлекторной регуляции; схемы рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.
Положение в теле и деление на основные отделы головного мозга человека.
Функции основных формаций ствола головного мозга.
Строение больших полушарий конечного мозга; функциональные зоны коры больших полушарий.
Автономная нервная система; строение и функции симпатического и парасимпатического разделов вегетативной нервной системы; концепция функциональных систем органов.

Кровеносная система

А – Бассейны жидкостей тела
Плазма крови, межтканевая жидкость и лимфа – особенности динамики, состав и функции; 

Б – Сердце
Строение стенки сердца; камеры и клапаны сердца; строение и работа системы сердечной автоматии; цикличность работы сердца; нервная и гормональная регуляция работы сердца.

В – Система сосудов
Основные сосудистые пути большого и малого круга кровообращения; строение и задачи лимфатической системы.

Г – Гемодинамика
Изменения давления и скорости потока на разных участках круга кровообращения; необходимость и механизмы венозной подкачки; необходимость и механизмы перераспределения крови; центральные и местные механизмы регуляции просвета кровеносных сосудов.

Дыхательная система

А – Строение и работа органов дыхательной системы
Положение в теле органов дыхательной системы; плевральная полость.
Верхние дыхательные пути: строение и функции органов полости носа и носоглотки, гортани и трахеи.
Внутреннее строение лёгкого: бронхиальное дерево; бронхиолы и альвеолы.
Механизмы вентиляции лёгких: рёберное и брюшное дыхание.
Регуляция частоты и глубины дыхательных движений.

Б – Газообмен в лёгких и в тканях
Транспорт кислорода и роль гемоглобина; транспорт углекислого газа.

Пищеварительная система

А – Строение и работа органов пищеварительной системы
Порядок следования специализированных отделов пищеварительной трубки; положение в теле органов пищеварения.
Строение и функции органов ротовой полости; слюноотделительный рефлекс.
Строение глотки и гортани; глотательный рефлекс; строение и работа пищевода.
Строение и работа желудка: строение стенки и характер моторики; желудочные железы и состав желудочного сока; пищеварение и всасывание в желудке; регуляция работы желудка.
Строение и работа тонкого кишечника: строение стенки; кишечные железы и состав кишечного сока; пристеночное и полостное пищеварение; всасывание; регуляция секреции и моторики в кишечнике – автономные и центральные механизмы.
Строение и функции печени и поджелудочной железы; состав желчи и панкреатического сока; регуляция секреции.
Строение и функции толстого кишечника: строение стенки; состав кишечного сока; симбиотическая микрофлора; особенности пищеварения и всасывания в толстом кишечнике.
Строение и работа прямой кишки.

Б – Питание
Основные классы питательных веществ. Калорийность. Витамины. 

Выделительная система

Органы, участвующие в процессах выделения; гомеостатическая функция почек.
Положение в теле почек, мочеточников, мочевого пузыря и уретры.
Макро — и микростроение почки.
Работа почки: фильтрация под давлением; реадсорбция и секреция в извитых канальцах.
Регуляция работы почек и мочевого пузыря.

Опорно-двигательная система

А – Скелет
Скелет человека, как типичный скелет примата; особенности, связанные с прямохождением: изменение пропорций отделов черепа; возникновение лордозов и кифозов; пропорции таза; свод стопы и приведение первого луча.

Б – Мускулатура
Основные группы скелетных мышц.

Кожа и кожные железы

Строение эпидермиса, дермы и подкожной жировой клетчатки.
Потовые, сальные и молочные железы.
Терморегуляция: роль подкожной жировой клетчатки; регуляция потоотделения и кровоснабжения; обморожения и ожоги.
Защитные функции кожи.
Депонирование крови; роль загара; синтез витамина D.

Половая система

Развитие в онтогенезе двух вариантов строения половых систем.
Строение и работа органов мужской половой системы.
Строение и работа органов женской половой системы.
Регуляция менструального цикла.
Беременность и роды.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Строение клетки; основные органоиды и их функции; характеристики основных внутриклеточных процессов. Характеристики и особенности основных типов тканей. Анатомо-физиологические системы органов человека.

Принципы работы неспецифического и специфического иммунитета. Состав крови и функции разных типов клеток крови.

Строение типичного нейрона; возникновение и распространение потенциала действия; строение и работу химического синапса.
Определение рефлекса; схемы рефлекторной дуги на примере болевого и коленного рефлексов; схему рефлекторного кольца с учётом обратной афферентации.
Строение и положение в теле спинного мозга; строение спинномозговых нервов, важнейшие спинномозговые рефлексы.
Отделы головного мозга. Основные формации ствола, их функции; примеры черепномозговых рефлексов; топологию и функциональные зоны коры больших полушарий.
Принципы деления Н.С. на соматический и вегетативный раздел. Строение симпатического и парасимпатического пути регуляции; их воздействия на конкретные органы.

Специфику нервной и гуморальной регуляции организма. Определение гормона; отличия желез внешней и внутренней секреции; положение в теле и названия важнейших желез внутренней секреции. Названия, воздействие на мишени и регуляцию выделения гормонов гипоталамуса, гипофиза, щитовидной железы, островковых клеток, надпочечников и гонад. Конкретную модель взаимодействия нервной и гуморальной регуляции на примере терморегуляции.

Модель трёх бассейнов жидкостей человеческого тела и их взаимосвязей.

Состав плазмы крови; классификацию, происхождение и функции форменных элементов крови.
Основные механизмы клеточного и гуморального иммунитета; действие вакцин и лечебных сывороток.
Механизмы свёртывания крови.
Строение стенок сосудов; основные сосуды большого и малого круга кровообращения.
Строение сердца; строение и работа системы автоматии сердца; сердечный цикл; механизмы регуляции работы сердца.
Изменения давления и скорости кровотока по ходу сосудов круга кровообращения; методы измерения артериального давления; механизмы венозной подкачки; механизмы перераспределения крови.

Строение, положение в теле и основные задачи верхних дыхательных путей; строение трахеи и бронхиального дерева.
Строение и роль плевральной полости; доли лёгких.
Механизмы брюшного и рёберного дыхания; регуляцию ритмики дыхательных движений.
Модели газообмена в лёгких и в тканях; роль гемоглобина в газовом транспорте.

Задачи системы органов пищеварения; последовательность органов пищеварительного тракта.
Внешнее и внутреннее строение молочных и постоянных зубов; зубной ряд человека.
Состав и функции слюны; строение и работа глотки и пищевода.
Строение, положение в теле и работа желудка.
Положение в теле и очерёдность отделов тонкого и толстого кишечника; особенности строения и работы тонкого кишечника на примере двенадцатиперстной кишки.
Положение в теле, строение и главные функции печени и поджелудочной железы, как железы смешенного типа.
Положение в теле, строение и работа отделов толстого кишечника; роль нормальной микрофлоры для здоровья человека.

Нормы питания человека и факторы, влияющие на конкретный расчёт; преставление о незаменимых веществах на примере незаменимых аминокислот и витаминов; классификацию и действие витаминов группы В, витамина С, А, Д, Е, К.

Главные задачи органов выделительной системы. Положение в теле, строение и работа почек; строение нефрона; механизмы образования и состав первичной и вторичной мочи; регуляцию работы почек.

Строение кожи; постоянное возобновление эпидермиса, состав дермы; строение и работу покровных желез; строение и рост волос; роль кожи в терморегуляции; значение кожи, как органа чувств; защитные механизмы покровов.

Строение органов мужской и женской половой системы; мейоз, как механизм формирования гамет; гормональную регуляцию менструального цикла и её изменения при беременности; строение и работу плаценты; последовательность событий при родах; основные этапы постнатального онтогенеза человека.

Учащиеся должны уметь:

Строить график спайка; строить простейшие нейронные сети.
Использовать представления о положительной и отрицательной обратной связи в рассмотрении вопросов регуляции физиологических процессов.
Оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихах и переломах.
Использовать представления об основах гидродинамики для анализа законов движения крови.
Измерять артериальное давление и пояснять результаты замера; мерить ЧСС; оказывать первую помощь при кровотечениях; проводить непрямой массаж сердца.
Использовать представления о соотношении объёма и давления при анализе вентиляции лёгких; использовать представления о диффузии, обратимых реакциях и способах смещения равновесия реакций при анализе вопросов газообмена и газового транспорта.
Делать искусственное дыхание.
Проводить примерный расчёт сбалансированных и полноценных норм питания для конкретного случая.
Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях. Оказывать первую помощь при потёртостях, обморожениях и ожогах.

Литература для учащихся

       Основная:

  1. Беркинблит М.Б., Парнес Е.Я., Чуб В.В. Биология 8, в 2-х частях.  М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011
  2. Парнес Е.Я. Норма и патология человеческого организма. М., Форум, 2021

    Дополнительная:

  3. Глаголев С.М. Как работает нейрон. Рукопись. Доступна в электронном виде: часть 1, часть 2 и словарик
  4. Грин Г., Стаут У., Тейлор Д. Биология (т. 123). М., Мир, 1993.
  5. Морфология человека. Под редакцией В.П. Никитюка и Б.А. Чтецова. Издательство Московского университета. 1990.
  6. Основы физиологии человека (в 2-х томах). Под редакцией академика РАМН Б.И.Ткаченко. Международный фонд истории науки. Санкт-Петербург. 1994.
  7. Анатомия человека. Р.П.Самусев, Ю.М.Селин. Москва: Медицина. 1990.
  8. Большой атлас по анатомии. Й.В. Роен, Ч. Йокочи, Э. Лютьен-Дреколл. Издательство АСТ-ЛТД. 1998.

Примерный вариант экзаменационных вопросов

Материалы к урокам

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29