Программа: авторская
Автор: Квашенко А.Н., канд. биол. наук Глаголев С.М.
Год утверждения (начало апробации): 1993
Курс преподает канд. биол. наук С.М. Глаголев
Пояснительная записка
В системе образования специализированных биологических классов курс анатомии и физиологии человека опирается на курс «введение в общую биологию», курс практикума и углублённый курс «зоологии позвоночных», пройденные в прошлом (8-м) классе. Организм человека рассматривается как вариант организма млекопитающего, что позволяет преподавать не только анатомию, но и основы морфологии человека. По этой причине первым разделом курса является последний раздел «зоологии позвоночных» — млекопитающие.
Опора на такую базу позволяет концентрировать внимание на главных особенностях человеческого организма, связанных с его биосоциальной природой и последовательно углублять уровень изучения физиологических процессов.
Центральное место в курсе занимает изучение управляющих систем как нервной, так и гуморальной и их взаимодействия (включая представления о гипоталамо-гипофизарной оси регуляции). При этом рассматриваются не только центральные, но и местные механизмы, например – система автоматии сердечных сокращений и метасимпатическая регуляция кишечника, а также их взаимодействие. Это позволяет наилучшим образом формировать представление о работе организма как целого, показывать глубокую взаимосвязь всех процессов, происходящих в человеческом теле. При рассмотрении каждой конкретной системы органов анализ обязательно ведётся от макроструктуры и положения в теле до основ клеточной физиологии и биохимии. Особое внимание уделяется возможным формам патологии и механизмам действия применяемых лекарств.
Спецкурс рассчитан на учебный год (34 занятия по два академических часа, всего 68 часов).
Структура программы
Введение. Класс млекопитающие и место человека в системе животного мира
Раздел 1. Типы тканей
А – Эпителиальные ткани
Б – Соединительные ткани
Раздел 2. Иммунитет и кровь
А – Неспецифический иммунитет
Б – Специфический иммунитет
В – Состав крови и клетки крови
Раздел 3. Управляющие системы
А – Эндокринная система
Б – Нервная система
Раздел 4. Кровеносная система
А – Бассейны жидкостей тела
Б – Сердце
В – Система сосудов
Г – Гемодинамика
Раздел 5. Дыхательная система
А – Строение и работа органов дыхательной системы
Б – Газообмен в лёгких и в тканях
Раздел 6. Пищеварительная система и питание
А – Строение и работа органов пищеварительной системы
Б – Питание
Раздел 7. Выделительная система
Раздел 8. Опорно-двигательная система
А – Скелет
Б – Мускулатура
Раздел 9. Кожа и кожные железы
Раздел 10. Половая система
Содержание программы
Происхождение и общие особенности млекопитающих. Обеспечение теплокровности; особенности зародышевого развития. Происхождение человека. Сходства и отличия человека от других млекопитающих.
А – Эпителии
Особенности строения эпителиальных тканей. Происхождение эпителиальных тканей. Разные типы эпителиев и их местоположение в организме.
Б – Соединительные ткани
Особенности строения соединительных тканей. Происхождение соединительных тканей. Разные типы соединительной ткани и их местоположение в организме.
А – Неспецифический иммунитет
Понятие иммунитета; Неспецифический и специфический иммунитет (врождённый и приобретённый). Типы лейкоцитов: лимфоциты, макрофаги, нейтрофилы и др. Фагоцитоз. Воспаление – основная комплексная реакция неспецифического иммунитета.
Б – Специфический иммунитет
Антиген, антитело. Специфичность антител. Активный и пассивный приобретённый иммунитет. Искусственный и естественный приобретённый иммунитет: вакцина и лечебная сыворотка. Клеточное и гуморальное звенья адаптивного иммунитета; Т и В лимфоциты.
В – Состав крови и клетки крови
Состав плазмы; форменные элементы крови; свёртывание крови.
А – Эндокринная система
Отличия желёз внешней и внутренней секреции. Общие механизмы действия гормонов.
Положение в теле основных желёз внутренней секреции человека.
Мишени и действие тироксина, инсулина, глюкагона, кортикостероидов, адреналина и норадреналина.
Гипоталамо-гипофизарная ось регуляции; анатомия гипоталамо-гипофизарной области промежуточного мозга; релизинг-факторы гипоталамуса; гормоны передней и задней доли гипофиза – регуляция их выделения и вызываемые эффекты; действие тропных гормонов аденогипофиза. Взаимодействие нервной и гормональной регуляции.
Б – Нервная система
Строение и работа нейрона: формирование, распространение и передача нервного импульса; возбуждение и торможение; нейроглия.
Положение в теле, строение и функции спинного мозга человека.
Строение спинномозговых нервов.
Концепция рефлекторной регуляции; схемы рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.
Положение в теле и деление на основные отделы головного мозга человека.
Функции основных формаций ствола головного мозга.
Строение больших полушарий конечного мозга; функциональные зоны коры больших полушарий.
Автономная нервная система; строение и функции симпатического и парасимпатического разделов вегетативной нервной системы; концепция функциональных систем органов.
А – Бассейны жидкостей тела
Плазма крови, межтканевая жидкость и лимфа – особенности динамики, состав и функции;
Б – Сердце
Строение стенки сердца; камеры и клапаны сердца; строение и работа системы сердечной автоматии; цикличность работы сердца; нервная и гормональная регуляция работы сердца.
В – Система сосудов
Основные сосудистые пути большого и малого круга кровообращения; строение и задачи лимфатической системы.
Г – Гемодинамика
Изменения давления и скорости потока на разных участках круга кровообращения; необходимость и механизмы венозной подкачки; необходимость и механизмы перераспределения крови; центральные и местные механизмы регуляции просвета кровеносных сосудов.
А – Строение и работа органов дыхательной системы
Положение в теле органов дыхательной системы; плевральная полость.
Верхние дыхательные пути: строение и функции органов полости носа и носоглотки, гортани и трахеи.
Внутреннее строение лёгкого: бронхиальное дерево; бронхиолы и альвеолы.
Механизмы вентиляции лёгких: рёберное и брюшное дыхание.
Регуляция частоты и глубины дыхательных движений.
Б – Газообмен в лёгких и в тканях
Транспорт кислорода и роль гемоглобина; транспорт углекислого газа.
А – Строение и работа органов пищеварительной системы
Порядок следования специализированных отделов пищеварительной трубки; положение в теле органов пищеварения.
Строение и функции органов ротовой полости; слюноотделительный рефлекс.
Строение глотки и гортани; глотательный рефлекс; строение и работа пищевода.
Строение и работа желудка: строение стенки и характер моторики; желудочные железы и состав желудочного сока; пищеварение и всасывание в желудке; регуляция работы желудка.
Строение и работа тонкого кишечника: строение стенки; кишечные железы и состав кишечного сока; пристеночное и полостное пищеварение; всасывание; регуляция секреции и моторики в кишечнике – автономные и центральные механизмы.
Строение и функции печени и поджелудочной железы; состав желчи и панкреатического сока; регуляция секреции.
Строение и функции толстого кишечника: строение стенки; состав кишечного сока; симбиотическая микрофлора; особенности пищеварения и всасывания в толстом кишечнике.
Строение и работа прямой кишки.
Б – Питание
Основные классы питательных веществ. Калорийность. Витамины.
Органы, участвующие в процессах выделения; гомеостатическая функция почек.
Положение в теле почек, мочеточников, мочевого пузыря и уретры.
Макро — и микростроение почки.
Работа почки: фильтрация под давлением; реадсорбция и секреция в извитых канальцах.
Регуляция работы почек и мочевого пузыря.
А – Скелет
Скелет человека, как типичный скелет примата; особенности, связанные с прямохождением: изменение пропорций отделов черепа; возникновение лордозов и кифозов; пропорции таза; свод стопы и приведение первого луча.
Б – Мускулатура
Основные группы скелетных мышц.
Строение эпидермиса, дермы и подкожной жировой клетчатки.
Потовые, сальные и молочные железы.
Терморегуляция: роль подкожной жировой клетчатки; регуляция потоотделения и кровоснабжения; обморожения и ожоги.
Защитные функции кожи.
Депонирование крови; роль загара; синтез витамина D.
Развитие в онтогенезе двух вариантов строения половых систем.
Строение и работа органов мужской половой системы.
Строение и работа органов женской половой системы.
Регуляция менструального цикла.
Беременность и роды.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Строение клетки; основные органоиды и их функции; характеристики основных внутриклеточных процессов. Характеристики и особенности основных типов тканей. Анатомо-физиологические системы органов человека.
Принципы работы неспецифического и специфического иммунитета. Состав крови и функции разных типов клеток крови.
Строение типичного нейрона; возникновение и распространение потенциала действия; строение и работу химического синапса.
Определение рефлекса; схемы рефлекторной дуги на примере болевого и коленного рефлексов; схему рефлекторного кольца с учётом обратной афферентации.
Строение и положение в теле спинного мозга; строение спинномозговых нервов, важнейшие спинномозговые рефлексы.
Отделы головного мозга. Основные формации ствола, их функции; примеры черепномозговых рефлексов; топологию и функциональные зоны коры больших полушарий.
Принципы деления Н.С. на соматический и вегетативный раздел. Строение симпатического и парасимпатического пути регуляции; их воздействия на конкретные органы.
Специфику нервной и гуморальной регуляции организма. Определение гормона; отличия желез внешней и внутренней секреции; положение в теле и названия важнейших желез внутренней секреции. Названия, воздействие на мишени и регуляцию выделения гормонов гипоталамуса, гипофиза, щитовидной железы, островковых клеток, надпочечников и гонад. Конкретную модель взаимодействия нервной и гуморальной регуляции на примере терморегуляции.
Модель трёх бассейнов жидкостей человеческого тела и их взаимосвязей.
Состав плазмы крови; классификацию, происхождение и функции форменных элементов крови.
Основные механизмы клеточного и гуморального иммунитета; действие вакцин и лечебных сывороток.
Механизмы свёртывания крови.
Строение стенок сосудов; основные сосуды большого и малого круга кровообращения.
Строение сердца; строение и работа системы автоматии сердца; сердечный цикл; механизмы регуляции работы сердца.
Изменения давления и скорости кровотока по ходу сосудов круга кровообращения; методы измерения артериального давления; механизмы венозной подкачки; механизмы перераспределения крови.
Строение, положение в теле и основные задачи верхних дыхательных путей; строение трахеи и бронхиального дерева.
Строение и роль плевральной полости; доли лёгких.
Механизмы брюшного и рёберного дыхания; регуляцию ритмики дыхательных движений.
Модели газообмена в лёгких и в тканях; роль гемоглобина в газовом транспорте.
Задачи системы органов пищеварения; последовательность органов пищеварительного тракта.
Внешнее и внутреннее строение молочных и постоянных зубов; зубной ряд человека.
Состав и функции слюны; строение и работа глотки и пищевода.
Строение, положение в теле и работа желудка.
Положение в теле и очерёдность отделов тонкого и толстого кишечника; особенности строения и работы тонкого кишечника на примере двенадцатиперстной кишки.
Положение в теле, строение и главные функции печени и поджелудочной железы, как железы смешенного типа.
Положение в теле, строение и работа отделов толстого кишечника; роль нормальной микрофлоры для здоровья человека.
Нормы питания человека и факторы, влияющие на конкретный расчёт; преставление о незаменимых веществах на примере незаменимых аминокислот и витаминов; классификацию и действие витаминов группы В, витамина С, А, Д, Е, К.
Главные задачи органов выделительной системы. Положение в теле, строение и работа почек; строение нефрона; механизмы образования и состав первичной и вторичной мочи; регуляцию работы почек.
Строение кожи; постоянное возобновление эпидермиса, состав дермы; строение и работу покровных желез; строение и рост волос; роль кожи в терморегуляции; значение кожи, как органа чувств; защитные механизмы покровов.
Строение органов мужской и женской половой системы; мейоз, как механизм формирования гамет; гормональную регуляцию менструального цикла и её изменения при беременности; строение и работу плаценты; последовательность событий при родах; основные этапы постнатального онтогенеза человека.
Строить график спайка; строить простейшие нейронные сети.
Использовать представления о положительной и отрицательной обратной связи в рассмотрении вопросов регуляции физиологических процессов.
Оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихах и переломах.
Использовать представления об основах гидродинамики для анализа законов движения крови.
Измерять артериальное давление и пояснять результаты замера; мерить ЧСС; оказывать первую помощь при кровотечениях; проводить непрямой массаж сердца.
Использовать представления о соотношении объёма и давления при анализе вентиляции лёгких; использовать представления о диффузии, обратимых реакциях и способах смещения равновесия реакций при анализе вопросов газообмена и газового транспорта.
Делать искусственное дыхание.
Проводить примерный расчёт сбалансированных и полноценных норм питания для конкретного случая.
Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях. Оказывать первую помощь при потёртостях, обморожениях и ожогах.
Литература для учащихся
Основная:
Дополнительная:
2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29