Биопрактикум

Программа: авторская
Автор: Квашенко А.Н., Глаголев С.М.
Год утверждения (начало апробации): 1993
Курс преподает С.М. Глаголев, О. Иванова

Пояснительная записка

Курс «Практикума по зоологии позвоночных» для 8-го биологического класса проводится параллельно с курсом «Зоологии позвоночных», позволяя развивать и углублять понимание пройденного материала. При этом в ходе практических занятий отрабатываются умения и навыки, успешное формирование которых невозможно в ходе теоретического курса, а именно:

  1. Навыки микроскопирования;
  2. Навыки пространственного моделирования сложных биологических объектов;
  3. Основные навыки анатомирования;
  4. Навыки биологического рисунка, выполняемого в разных техниках;
  5. Навыки анализа биологических макропрепаратов;
  6. Навыки фотографирования и компьютерного редактирования биологических материалов;
  7. Навыки работы с полевыми определителями и полевого определения животных.

Спецкурс рассчитан на учебный год (34 занятия по два академических часа, всего 68 часов).

Структура программы

Основы гистологии (8 часов)
Основы эмбриологии (8 часов)
Вскрытие костной рыбы (4 часа)
Опорно-двигательные системы позвоночных и их взаимосвязи с другими системами органов (34 часа)
Фотографирование биологических объектов и редактирование их электронных изображений (6 часов)
Экскурсии (8 часов)

Содержание программы

Основы гистологии

Оборудование: микроскопы, осветители, наборы микропрепаратов.

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая вводная: устройство микроскопа; выбор степени увеличения; фокусировка изображения препарата; работа с источниками света; регулировка освещенности препарата.

Теоретическая вводная: определение и классификация основных типов тканей многоклеточных животных; положение в теле, особенности строения и основные функции различных типов эпителия.
Практическая часть: исследование и зарисовка микропрепаратов однослойного эпителия, поперечного среза стенки кишки, поперечного среза артерии, кожи млекопитающего.

Теоретическая вводная: особенности строения и классификация разных типов соединительной ткани; строение и положение в теле разных типов хряща; строение костной ткани; строение волокнистой соединительной ткани; плазма и форменные элементы крови.
Практическая часть: исследование и зарисовка микропрепаратов гиалинового хряща, поперечного и продольного среза трубчатой кости, рыхлой соединительной ткани, крови человека и крови лягушки.

Теоретическая вводная: молекулярный механизм мышечного сокращения; различные типы мышц, их строение, рабочие характеристики и положение в теле.
Практическая часть: исследование и зарисовка микропрепаратов поперечно-полосатой мышцы и гладких мышц.

Теоретическая вводная: особенности строения и работы типичной нервной клетки – тело нейрона и система отростков; синапсы; нейроглия; центральная и периферическая нервная система.
Практическая часть: исследование и зарисовка микропрепаратов спинного мозга, нервов и ганглиев.

Основы эмбриологии

Оборудование и материалы: пластилин, стеки.

Теоретическая вводная: понятие онтогенеза; периодизация онтогенеза многоклеточных животных; ранний эмбриогенез – дробление и гаструляция.
Практическая часть: лепка из пластилина бластулы; моделирование инвагинации; лепка из пластилина гаструлы, используя разные цвета для эктодермы, мезодермы и энтодермы.

Теоретическая вводная: образование хорды и нервной трубки; закладка сомитов и целома.
Практическая часть: лепка из пластилина модели нейрулы, используя разные цвета для зародышевых листков, хорды и нервной трубки; продольное и поперечное сечение полученных объёмных пластилиновых моделей.

Теоретическая вводная: формирование головного, туловищного и хвостового отдела тела; закладка позвонков; почки конечностей; закладка систем органов.
Практическая часть: (1) лепка фрагмента туловищного отдела эмбриона с кишкой, подвешенной на брыжейках, закладками печени и поджелудочной железы, закладками спинного и брюшного кровеносного сосуда, гонад и почек; (2) демонстрационная лепка головного и начала туловищного отделов эмбриона; (3) демонстрация закладки лёгких, как карманов глотки.

 

Заключение: поздние этапы эмбриогенеза – формирование наборов черт, характерных для каждого класса позвоночных.

Вскрытие костной рыбы

Оборудование и материалы: свежие карпы; листовой полиэтилен, марлевые салфетки, мусорные мешки, ножницы, пинцеты, рисовальная бумага, карандаши, ластики.

Инструктаж по технике безопасности.

Теоретическая вводная: внешнее строение и покровы карпа; внутреннее строение глоточного отдела; положение полостных органов.
Демонстрационное вскрытие.
Практическая часть: (1) вскрытие глоточной области и полостное вскрытие карпа; (2) зарисовка полученных препаратов.

Опорно-двигательные системы позвоночных и их взаимосвязи с другими системами органов

Оборудование и материалы: раздаточные скелетные материалы, рисовальная бумага, карандаши, ластики.

Тема 1. Позвоночник

Практическая вводная: требования к биологическому рисунку.
Теоретическая вводная: строение туловищного и хвостового позвонка рыб.
Практическая часть: зарисовка туловищного и хвостового позвонка костной рыбы.

Практическая вводная: рисовальные техники – линейная, заливка, теневая техника; демонстрация образцов.
Теоретическая вводная: формирование отделов позвоночника у разных классов позвоночных животных.
Практическая часть: зарисовка в разных техниках позвонков нерпы, быка, человека.

Заключение: особенности строения позвонков разных отделов у разных групп позвоночных; строение и функции грудной клетки у рептилий, птиц и млекопитающих.

Тема 2. Скелет конечностей

Теоретическая вводная: свободная конечность и пояса конечностей.

Часть 1. Свободная конечность

Теоретическая вводная: архетип строения свободной конечности тетраподы.
Практическая часть: зарисовка скелетов конечности кошки, кролика, крысы, летучей мыши, нерпы, крота, голубя, лягушки.

Часть 2. Пояса конечностей

Теоретическая вводная: происхождение парных конечностей позвоночных; строение поясов конечностей у костных и хрящевых рыб; архетип строения поясов конечностей у тетрапод.
Практическая часть: зарисовка поясов конечностей у лягушки, ящерицы, голубя, кролика, крота, кошки, летучей мыши.

Заключение: черты специализации строения конечностей в зависимости от образа жизни животного.

Тема 3. Череп

Теоретическая вводная: эволюция черепа у позвоночных; состав основных блоков черепа у тетропод; развитие височных окон в черепах рептилий; синапсидный череп млекопитающих.
Практическая вводная: разные техники работы тушью.
Практическая часть: (1) карандашный набросок черепа собаки, бобра, ондатры, быка, лося, северного оленя, кабана, человека; (2) тушевой рисунок черепа.

Фотографирование биологических объектов и редактирование их электронных изображений

Оборудование и материалы: цифровые фотоаппараты, штативы, осветители, компьютеры.

Практическая вводная: выбор режима и параметров съёмки, установка света.
Практическая часть: фотографирование.

Практическая вводная: основы редактирования фотографий в программе Photoshop.
Практическая часть: работа на компьютерах.

Экскурсии

Экскурсии в Зоологический музей МГУ: обзорная экскурсия по экспозиции позвоночных; работа в костном зале музея.

Экскурсии в Палеонтологический музей: обзорная экскурсия; работа в монгольском зале музея.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:
Требования техники безопасности.
Основные требования к биологическому рисунку.
Строение и функции основных органоидов эукариотической клетки.
Классификацию и особенности строения основных тканей многоклеточных животных.
Основной тканевый состав органов стенки тела и полостных органов позвоночных.
Основные этапы онтогенеза позвоночных.
Основные события раннего эмбриогенеза (дробления и гаструляции) у позвоночных.
Строение бластулы, ранней гаструлы и нейрулы.
Пути формирования сомитов и целома.
Зародышевые листки и их производные.
Основные события органогенеза.
Основную топологию внутренних органов позвоночного.
Классификацию костей.
Классификацию соединений костей
Развитие покровных и замещающих скелетных элементов.
Отделы позвоночника и особенности строения позвонков разных отделов у разных групп позвоночных.
Строение грудной клетки у рептилий птиц и млекопитающих.
Архетип конечности тетропод и особенности строения свободных конечностей у разных групп позвоночных.
Состав и особенности строения поясов конечностей у разных классов позвоночных.
Строение черепа ранних тетропод.
Строение анапсидных, диапсидных и синапсидных черепов рептилий.
Строение черепа млекопитающего.
Варианты строения зубов млекопитающих.

Учащиеся должны уметь:
Работать с микроскопом: производить настройку на резкость, регулировать освещение препарата.
Выделять конкретные ткани на препаратах многотканевых органов.
Сопоставлять тканевый состав органа с его функциями.
Сопоставлять особенности строения конкретного животного с его образом жизни и средой обитания.
Прослеживать форму кости по шовным (неподвижным) контактам и через суставные сумки и связки крупных суставов.
Выделять возрастные особенности в строении костей.
Выделять зоны крепления мускулатуры к костям скелета.
Определять степень свободы движения сустава по форме суставной головки.
Строить простейшие биомеханические схемы, показывающие распределение усилий при работе сустава.
Выделять главное и несущественное при работе над биологическим рисунком.
Соблюдать пропорции при изображении объекта.
Делать эскиз, не пользуясь измерительными инструментами и завершать обработку рисунка в двух-трёх различных рисовальных техниках.
Фотографировать и производить простейшее компьютерное редактирование фотографий.

Литература для учащихся

  1. Анатомия позвоночных. А.Ромер, Т.Парсонс. Т. 1т. 2. Москва: Мир. 1992.
  2. Зоология позвоночных. Н.П.Наумов. Н.Н.Карташев. Т. 1, т. 2. Москва: Высшая школа. 1979.
  3. Палеонтология и эволюция позвоночных. Р. Кэррол. Т. 1т. 2т. 3. Москва: Мир. 1992.

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29