Программа: авторская
Автор: Квашенко А.Н., Глаголев С.М.
Год утверждения (начало апробации): 1993
Курс преподает С.М. Глаголев, О. Иванова
Пояснительная записка
Курс «Практикума по зоологии позвоночных» для 8-го биологического класса проводится параллельно с курсом «Зоологии позвоночных», позволяя развивать и углублять понимание пройденного материала. При этом в ходе практических занятий отрабатываются умения и навыки, успешное формирование которых невозможно в ходе теоретического курса, а именно:
Спецкурс рассчитан на учебный год (34 занятия по два академических часа, всего 68 часов).
Структура программы
Основы гистологии (8 часов)
Основы эмбриологии (8 часов)
Вскрытие костной рыбы (4 часа)
Опорно-двигательные системы позвоночных и их взаимосвязи с другими системами органов (34 часа)
Фотографирование биологических объектов и редактирование их электронных изображений (6 часов)
Экскурсии (8 часов)
Содержание программы
Оборудование: микроскопы, осветители, наборы микропрепаратов.
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая вводная: устройство микроскопа; выбор степени увеличения; фокусировка изображения препарата; работа с источниками света; регулировка освещенности препарата.
Теоретическая вводная: определение и классификация основных типов тканей многоклеточных животных; положение в теле, особенности строения и основные функции различных типов эпителия.
Практическая часть: исследование и зарисовка микропрепаратов однослойного эпителия, поперечного среза стенки кишки, поперечного среза артерии, кожи млекопитающего.
Теоретическая вводная: особенности строения и классификация разных типов соединительной ткани; строение и положение в теле разных типов хряща; строение костной ткани; строение волокнистой соединительной ткани; плазма и форменные элементы крови.
Практическая часть: исследование и зарисовка микропрепаратов гиалинового хряща, поперечного и продольного среза трубчатой кости, рыхлой соединительной ткани, крови человека и крови лягушки.
Теоретическая вводная: молекулярный механизм мышечного сокращения; различные типы мышц, их строение, рабочие характеристики и положение в теле.
Практическая часть: исследование и зарисовка микропрепаратов поперечно-полосатой мышцы и гладких мышц.
Теоретическая вводная: особенности строения и работы типичной нервной клетки – тело нейрона и система отростков; синапсы; нейроглия; центральная и периферическая нервная система.
Практическая часть: исследование и зарисовка микропрепаратов спинного мозга, нервов и ганглиев.
Оборудование и материалы: пластилин, стеки.
Теоретическая вводная: понятие онтогенеза; периодизация онтогенеза многоклеточных животных; ранний эмбриогенез – дробление и гаструляция.
Практическая часть: лепка из пластилина бластулы; моделирование инвагинации; лепка из пластилина гаструлы, используя разные цвета для эктодермы, мезодермы и энтодермы.
Теоретическая вводная: образование хорды и нервной трубки; закладка сомитов и целома.
Практическая часть: лепка из пластилина модели нейрулы, используя разные цвета для зародышевых листков, хорды и нервной трубки; продольное и поперечное сечение полученных объёмных пластилиновых моделей.
Теоретическая вводная: формирование головного, туловищного и хвостового отдела тела; закладка позвонков; почки конечностей; закладка систем органов.
Практическая часть: (1) лепка фрагмента туловищного отдела эмбриона с кишкой, подвешенной на брыжейках, закладками печени и поджелудочной железы, закладками спинного и брюшного кровеносного сосуда, гонад и почек; (2) демонстрационная лепка головного и начала туловищного отделов эмбриона; (3) демонстрация закладки лёгких, как карманов глотки.
Заключение: поздние этапы эмбриогенеза – формирование наборов черт, характерных для каждого класса позвоночных.
Оборудование и материалы: свежие карпы; листовой полиэтилен, марлевые салфетки, мусорные мешки, ножницы, пинцеты, рисовальная бумага, карандаши, ластики.
Инструктаж по технике безопасности.
Теоретическая вводная: внешнее строение и покровы карпа; внутреннее строение глоточного отдела; положение полостных органов.
Демонстрационное вскрытие.
Практическая часть: (1) вскрытие глоточной области и полостное вскрытие карпа; (2) зарисовка полученных препаратов.
Оборудование и материалы: раздаточные скелетные материалы, рисовальная бумага, карандаши, ластики.
Тема 1. Позвоночник
Практическая вводная: требования к биологическому рисунку.
Теоретическая вводная: строение туловищного и хвостового позвонка рыб.
Практическая часть: зарисовка туловищного и хвостового позвонка костной рыбы.
Практическая вводная: рисовальные техники – линейная, заливка, теневая техника; демонстрация образцов.
Теоретическая вводная: формирование отделов позвоночника у разных классов позвоночных животных.
Практическая часть: зарисовка в разных техниках позвонков нерпы, быка, человека.
Заключение: особенности строения позвонков разных отделов у разных групп позвоночных; строение и функции грудной клетки у рептилий, птиц и млекопитающих.
Тема 2. Скелет конечностей
Теоретическая вводная: свободная конечность и пояса конечностей.
Часть 1. Свободная конечность
Теоретическая вводная: архетип строения свободной конечности тетраподы.
Практическая часть: зарисовка скелетов конечности кошки, кролика, крысы, летучей мыши, нерпы, крота, голубя, лягушки.
Часть 2. Пояса конечностей
Теоретическая вводная: происхождение парных конечностей позвоночных; строение поясов конечностей у костных и хрящевых рыб; архетип строения поясов конечностей у тетрапод.
Практическая часть: зарисовка поясов конечностей у лягушки, ящерицы, голубя, кролика, крота, кошки, летучей мыши.
Заключение: черты специализации строения конечностей в зависимости от образа жизни животного.
Тема 3. Череп
Теоретическая вводная: эволюция черепа у позвоночных; состав основных блоков черепа у тетропод; развитие височных окон в черепах рептилий; синапсидный череп млекопитающих.
Практическая вводная: разные техники работы тушью.
Практическая часть: (1) карандашный набросок черепа собаки, бобра, ондатры, быка, лося, северного оленя, кабана, человека; (2) тушевой рисунок черепа.
Оборудование и материалы: цифровые фотоаппараты, штативы, осветители, компьютеры.
Практическая вводная: выбор режима и параметров съёмки, установка света.
Практическая часть: фотографирование.
Практическая вводная: основы редактирования фотографий в программе Photoshop.
Практическая часть: работа на компьютерах.
Экскурсии в Зоологический музей МГУ: обзорная экскурсия по экспозиции позвоночных; работа в костном зале музея.
Экскурсии в Палеонтологический музей: обзорная экскурсия; работа в монгольском зале музея.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Требования техники безопасности.
Основные требования к биологическому рисунку.
Строение и функции основных органоидов эукариотической клетки.
Классификацию и особенности строения основных тканей многоклеточных животных.
Основной тканевый состав органов стенки тела и полостных органов позвоночных.
Основные этапы онтогенеза позвоночных.
Основные события раннего эмбриогенеза (дробления и гаструляции) у позвоночных.
Строение бластулы, ранней гаструлы и нейрулы.
Пути формирования сомитов и целома.
Зародышевые листки и их производные.
Основные события органогенеза.
Основную топологию внутренних органов позвоночного.
Классификацию костей.
Классификацию соединений костей
Развитие покровных и замещающих скелетных элементов.
Отделы позвоночника и особенности строения позвонков разных отделов у разных групп позвоночных.
Строение грудной клетки у рептилий птиц и млекопитающих.
Архетип конечности тетропод и особенности строения свободных конечностей у разных групп позвоночных.
Состав и особенности строения поясов конечностей у разных классов позвоночных.
Строение черепа ранних тетропод.
Строение анапсидных, диапсидных и синапсидных черепов рептилий.
Строение черепа млекопитающего.
Варианты строения зубов млекопитающих.
Учащиеся должны уметь:
Работать с микроскопом: производить настройку на резкость, регулировать освещение препарата.
Выделять конкретные ткани на препаратах многотканевых органов.
Сопоставлять тканевый состав органа с его функциями.
Сопоставлять особенности строения конкретного животного с его образом жизни и средой обитания.
Прослеживать форму кости по шовным (неподвижным) контактам и через суставные сумки и связки крупных суставов.
Выделять возрастные особенности в строении костей.
Выделять зоны крепления мускулатуры к костям скелета.
Определять степень свободы движения сустава по форме суставной головки.
Строить простейшие биомеханические схемы, показывающие распределение усилий при работе сустава.
Выделять главное и несущественное при работе над биологическим рисунком.
Соблюдать пропорции при изображении объекта.
Делать эскиз, не пользуясь измерительными инструментами и завершать обработку рисунка в двух-трёх различных рисовальных техниках.
Фотографировать и производить простейшее компьютерное редактирование фотографий.
Литература для учащихся
2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29