Программа: опубликованная (соответствующие разделы программы для профильных классов в сб.: Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. М.: Просвещение. 2008.)
Курс преподает канд. биол. наук П.А. Волкова.
Пояснительная записка
Спецкурс основан на соответствующих главах рекомендованного Министерством образования учебника по общей биологии для профильных классов:
Бородин П.М. Возникновение и развитие эволюционной биологии. Свидетельства эволюции. Механизмы эволюции // Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. Под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. Ч. 2, c. 3-107.
Саблина О.В. Возникновение и развитие человека — антропогенез // Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. Под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. Ч. 2, c. 139-168.
Минимум знаний, которым ученики должны овладеть после завершения курса, приведен здесь (см. разделы «теория эволюции» и «антропогенез»).
Учитывая, что часть материала раздела «Эволюция» школьники освоили во время спецкурса по генетике в 10 классе, целесообразно лишь кратко повторить эти темы, освободив время для рассмотрения дополнительных аспектов эволюционной биологии человека. Ниже приведены темы уроков и параграфы учебника, на которых они основаны. Помимо базового материала учебника при проведении уроков используются последние научные данные из перечисленных ниже источников.
Структура программы
1. Возникновение и развитие эволюционной биологии (пар. 52)
2. Чарльз Дарвин и его теория эволюции (пар. 53 + эпигенетика: Марков, 2010, глава 8)
3. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции (пар. 54, 55).
4. Сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции (пар. 56, 57).
5. Изменчивость природных популяций (пар. 58)
6. Генетическая структура популяций (пар. 59)
7. Мутации — источник генетической изменчивости популяций (пар. 60)
8. Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов как фактор эволюции. Миграции как фактор эволюции. (пар. 61, 62, 77)
9. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции (пар. 63, 64)
10. Формы естественного отбора (пар. 65 + коэволюция: Циммер, 2012, с. 305-307, 321-324)
11. Половой отбор (пар. 66)
12. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора (пар. 70)
13. Биологические виды (пар. 69)
14. Изоляция и видообразование (пар. 70)
15. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование (пар. 71)
16. Механизмы макроэволюции (пар. 72)
17. Направления макроэволюции (пар. 73)
18. Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации (пар. 74)
19. Единое древо жизни (пар. 75)
20. Эволюция вне биологии: возникновение языка (материал урока: по Циммер, 2012, с. 440-449).
21. Место человека в системе живого мира (пар. 82, 83)
22. Факторы эволюции человека (пар. 87)
23. Происхождение человека. Палеонтологические данные (пар. 84)
24. Первые представители рода Homo (пар. 85)
25. Появление человека разумного (пар. 86)
26-27. Достижения эволюционной психологии (Материал урока: по Марков, 2011, кн. 2)
28-32. Резервное время.
Дополнительная литература
(все книги есть в библиотеке биокласса)
Научные статьи
(в скобках указан номер урока, на котором обсуждается данная статья, в соответствии с приведенным выше планом)
2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29