Цели и задачи

Цели и задачи биологического образования в профильных биологических классах

Главная цель профильного биологического образования в нашей гимназии — подготовка будущих научных сотрудников в области биологии и смежных наук. Мы ставим своей целью воспитание людей, которые, продолжив обучение в высшем учебном заведении, были бы способны к творческой научной работе. Достижение этой цели распадается на ряд конкретных задач, главные из которых следующие:

  1. Профориентация. Она осуществляется на этапах конкурсного набора; в течение всего периода обучения — в плане выбора будущей профессиональной специализации; в период, предшествующий поступлению в вуз — в виде помощи в выборе учебного заведения, где школьник будет продолжать образование.
  2. Обеспечение достаточной широты кругозора в биологии и смежных областях. Школьники специализированного класса должны хорошо представлять себе современное состояние биологии как науки: современные достижения и тенденции развития основных ее разделов, ее внутреннюю структуру, взаимосвязи между разделами биологии и между биологией, медициной, химией, физикой, математикой и др.
  3. Формирование «биологического мышления». Под этим подразумевается следующее:
    • Понимание множественности ответов на большинство биологических задач (прежде всего — возможность разноуровневых объяснений) и стремление к их поиску.
    • Сравнительный и исторический подход к биологическим процессам и явлениям.
    • Экспериментальный стиль мышления, в частности — освоение основ планирования эксперимента.
    • Освоение системы взглядов и основных парадигм различных биологических дисциплин, в первую очередь — принципа редукционизма и системного подхода.
  4. Развитие интеллектуальных и практических навыков, необходимых для учебной работы в области изучения естественных наук (в том числе для самообразования), а также некоторых практических навыков, которые в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности.
    В число этих умений входит:
    • слушание и конспектирование лекции, составление конспекта по источнику;
    • планирование мысленного и реального эксперимента, интерпретация его результатов, проведение их статистической обработки;
    • умение четко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме, освоение научного литературного стиля, правил оформления научных работ;
    • ведение длительных наблюдений и фиксация их результатов;
    • освоение техники биологического рисунка;
    • освоение основ микроскопирования, изготовление временных препаратов;
    • методы сбора и хранения биологического материала, изготовление гербариев;
    • пользование зоологическими и ботаническими определителями, и др.
  5. Развитие качеств личности и интеллектуальных навыков, необходимых для исследовательской работы, в частности – формирование исследовательской мотивации. Раннее приобщение к научной работе — средство развития и одна из целей обучения в биологических классах.
  6. Освоение этических принципов полевых исследований и лабораторной работы с живыми объектами.

Структура и содержание обучения

Подробно структура и содержание биологического образования в биоклассах рассматриваются в разделе меню «Программа» . Здесь перечислим основные принципы, на которых они построены:

  • Курс биологии строится как система параллельных (или «сетчатых») курсов, что наиболее адекватно отражает сложные взаимосвязи разных разделов биологии.
  • В течение большей части обучения сочетается изучение «полевых» (зоология, ботаника, гидробиология) и экспериментальных дисциплин, что позволяет учесть интересы и склонности большинства учеников.
  • Около половины всего времени (а с учетом летних практик — заметно больше) во всех классах, кроме выпускного, отводится на практические занятия.
  • Не менее половины времени практических занятий отводится на самостоятельную учебную и научную исследовательскую деятельность школьников.
  • Более половины времени теоретических занятий отводится трем ключевым разделам биологии: а) биология клетки (центральный раздел курса); б) физиология человека; в) экология (включая историческое развитие биосферы).
  • Как правило, общие обязательные курсы дополняются курсами по выбору трех «разновидностей»: а) во всех классах — курсы по выбору вне сетки часов, как правило, направленные на усиление гуманитарной компоненты (например, «Происхождение человека») или межпредметных связей; б) в старших классах (10-11) — короткие спецкурсы, посвященные отдельным актуальным проблемам (например, «Иммунология», «Канцерогенез»), идущие параллельно, на которых класс делится пополам; в) в выпускном классе — факультатив по подготовке в ВУЗ.
Формы работы

В обучении биологии школьников биоклассов сочетаются учебные, учебно-исследовательские и исследовательские формы работы.

Среди своеобразных форм учебной работы отметим следующие:

      1. Практикумы достаточно большой продолжительности (6 часов занятий). Вводимые с 8 класса, они приучают детей к усидчивости, последовательному выполнению большого объема работы. (В ходе такого занятия, как правило, чередуется несколько форм активности, но основное место занимает либо освоение техники рисунка, либо освоение методики постановки эксперимента).
      2. Лекционно-семинарская или лекционно-практическая система занятий со сдачей больших фрагментов курса в виде устных зачетов. Используемая в основном в 10-11 классах, эта система приучает детей к самостоятельности, формирует навыки самоподготовки.
      3. Учебные экскурсии в ходе проведения полевых практик и выездов. Развивают внимание, наблюдательность, умение фиксировать результаты наблюдений.

Среди своеобразных форм учебно-исследовательской работы главную роль играют следующие:

      1. Планирование и выполнение небольшими группами учеников модельного эксперимента в ходе практикума по физиологии человека.
      2. Выполнение индивидуальной работы по описанию вида животного в ходе летней практики по гидробиологии.
      3. Выполнение групповых и индивидуальных работ по морфологическому описанию растений, составлению и проверке определительных ключей в ходе практик по ботанике.

Среди форм исследовательской работы главную роль играют:

      1. Выполнение самостоятельных работ в ходе прохождения летних практик по орнитологии и гидробиологии.
      2. Работа в научных лабораториях под руководством научного руководителя, с последующей защитой курсовой работы.

Отметим, что учебно-исследовательские формы работы преобладают во внешкольной деятельности, в то время как в ходе теоретических занятий на уроках они используются недостаточно.

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29