Введение в биологию

Программа: авторская
Авторы: канд. биол. наук Глаголев С.М., Квашенко А.Н., Глаголева Н.С.
Год утверждения (начало апробации): 1998
Курс преподает Н.С. Глаголева

Пояснительная записка

Основная цель данного курса — первоначальное ознакомление учащихся с фундаментальными закономерностями, лежащими в основе функционирования всех живых систем, и создание таким образом базы для всех остальных курсов, которые им предстоит изучать в биологическом классе до окончания школы. При этом выбрано построение курса по уровням организации: от молекулярно-клеточного до организменного и популяционного. Акцент делается на изучение закономерностей функционирования клеток. Преимущества, которые дает такое построение курса, следующие:
  1. Последовательное рассмотрение уровней организации живого позволяет отойти от организмоцентризма, опираясь на одну из основных парадигм современной биологии — редукционистский подход. При таком (и только при таком!) построении курса можно рассматривать работу организма человека (центральная, на наш взгляд, тема в школьном курсе биологии) как результат работы и взаимодействия его клеток, а работу клеток — как совокупность химических реакций, в них проходящих.
  2. Именно такой подход позволяет в наибольшей степени сформировать научную картину мира, представление о всеобщем характере законов физики и химии, их приложимости к живой природе.
  3. Этот подход в наибольшей степени опирается на межпредметные связи между биологией и дисциплинами, вызывающими значительный интерес у учеников естественнонаучных классов — химией и физикой, отчасти географией и математикой.
Наибольшая сложность, с которой сталкиваются ученики и преподаватель — слабое знание химии школьниками 8 класса. Некоторые понятие приходится вводить на уроках биологии опережающими темпами. Это, однако, порождает лишь временные трудности, окупаемые более глубоким пониманием материала на последующих этапах обучения. Кроме того, в последние годы в нашей гимназии удалось более тесно согласовать изучение соответствующих тем на уроках химии, физики и биологии. Тем не менее, ряд сложных вопросов биологии клетки, имеющих опорное значение для физиологии, исключен из программы 8 класса и будет изучаться в 9 классе непосредственно в курсе физиологии, а затем, на более глубоком уровне — в курсе цитологии 10 класса. Курс рассчитан на учебный год (68 часов).

Структура программы

Введение (2 часа)
Основы цитологии (44 часа)
Основы генетики (22 часа)

Содержание программы

Введение

Уровни организации живого и система биологических наук. Свойства живого: самовоспроизведение, наследственность и изменчивость; обмен веществ; восприятие и переработка информации; создание и поддержание сложной организации; способность к эволюции.
Научные подходы в биологии: принцип редукционизма и системный подход. Границы применимости редукционизма. Выполнение законов физики и химии в живой природе (на примере начал термодинамики). Главные научные проблемы биологии, состояние их изученности.

Раздел I. Основы цитологии

Тема 1. Общие признаки клеток. Схема строения и работы клетки

Краткая история изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Общие признаки клетки.
Общая схема строения эукариотической клетки. Основные органоиды, их функции. Отличия прокариотических клеток. Методы изучения внутриклеточных структур: изготовление срезов, электронная микроскопия, дифференциальное окрашивание, центрифугирование.
Основные стройматериалы клетки: полимеры и мономеры. Экзотермические и эндотермические реакции. Ограниченная устойчивость биополиме ров. Энергозатраты клетки. Два направления использования органики: пластика и энергетика. Питание, дыхание, выделение, транспорт.

Демонстрации: электронные микрофотографии; препараты растительных и животных тканей.

Тема 2. Основные понятия химии и химический состав живого

Атомы и молекулы. Химическая связь. Структурные формулы. Строение атома и образование химических связей. Типы связи.
Химический состав живого. Особенности строения молекулы воды и роль воды в живой природе. Полярные и неполярные молекулы. Водородная связь. Гидрофильность и гидрофобность. Неорганические вещества, их роль в организмах. Основные классы органических веществ. Полимеры и мономеры.
Основные классы органических соединений клетки, их функции. Липиды, их биологические функции. Строение молекулы фосфолипидов, их поведение при взаимодействии с водой. Биологическая мембрана как липидный бислой.
Моносахариды, дисахариды и полисахариды. Их функции в клетках животных и растений.
Строение белков. Мономеры белков — аминокислоты. Строение их молекул и свойства. Кислотные и основные свойства. рН. Гидрофильные и гидрофобные радикалы. Образование пептидной связи и первичная структура белков. Образование водородных связей и вторичная структура. Приме ры структурных белков с вторичной структурой (кератин — шерсть, фиброин — шелк). Гидрофильно-гидрофобные взаимодействия и третичная структура. Денатурация и ренатурация.
Функции белков. Понятие катализа и ферментативная функция. Белки наружной мембраны: транспортная функция; рецепторная функция. Другие функции (защитная, энергетическая, регуляторная, двигательная).

Демонстрация: модели строения белков.

Тема 3. Функции основных органоидов эукариотической клетки.

Функции наружной мембраны. Ограничительная функция. Текучесть мембраны и способность к самозамыканию.
Рецепторная функция мембраны. Воздействие химического сигнала и механизм ответной реакции (на примере адреналина).
Цитоскелет и подвижность. Основные элементы цитоскелета: микротрубочки, микрофиламенты, промежуточные филаменты. Состав и функции промежуточных филаментов. Строение, сборка и разборка и функции микротрубочек. Центриоли и веретено деления. Микрофиламенты, их функции. Механизм мышечного сокращения.
Транспортная функция. Полупроницаемость и избирательность транспорта.
Диффузия и осмос. Роль осмоса в жизни животных и растений.
Пассивный транспорт. Активный транспорт. Затраты энергии. Избирательность по субстрату и направлению. Роль мембранных белков в транспорте: белки-каналы, белки-переносчики и белки-насосы.
Электрические свойства мембраны. Строение и механизм работы нейрона. Потенциал покоя и его возникновение. Потенциал действия и его генерация. Распространение потенциала действия по аксону. Строение и принцип действия химического синапса (на примере нервно-мышечного синапса). Тормозные и возбуждающие нейроны и медиаторы. Регуляция сокращения в поперечнополосатых мышцах.
Эндоплазматическая сеть, ее синтетическая и транспортная функции.
Понятие о единой мембранной системе клетки. Роль компартментализации в функционировании клеток эукариот.
Аппарат Гольджи, его роль в образовании лизосом и секреции. Основная функция аппарата Гольджи — сортировка белков.
Лизосомы, их роль во внутриклеточном пищеварении. Защитная функция лизосом у человека. Автофагия. Нарушения функционирования лизосом и связанные с этим патологии. Рецептор-опосредованный эндоцитоз. Пиноцитоз и фагоцитоз.

Тема 4. Обмен веществ и энергии в клетке

Обмен веществ и энергии в клетке. Синтез и распад веществ. Способы питания и получения энергии. Автотрофы и гетеротрофы; фототрофы и хемотрофы.
Энергетика клетки. Открытие брожения Л. Пастером и история его изучения. Понятие метаболического пути. АТФ — универсальный источник энергии. Процессы, идущие с затратой АТФ, и процессы, сопровождаемые синтезом АТФ. АТФ и активный транспорт — генерация и использование мембранного потенциала. Строение и работа протонной АТФсинтазы. Роль митохондрий и хлоропластов в синтезе АТФ.
Пластиды. Строение. Общее уравнение фотосинтеза. Получение из сахара остальной органики.

Тема 5. Передача и реализация наследственных свойств на клеточном уровне

История вопроса. Доказательство отсутствия самозарождения микробов Пастером. Открытие сущности оплодотворения.
Различия полового и бесполого размножения. Митоз и мейоз, их механизмы и смысл. Жизненные циклы.
Доказательства роли ядра в наследственности. Открытие роли хромо сом. Строение и состав хромосом.
Теоретические представления Кольцова и Шредингера о носителях наследственности.
Выяснение роли ДНК (опыты Гриффитса и Эвери, опыт Херши-Чейз).
Открытие структуры ДНК. Механизм удвоения ДНК — полуконсерватив ный матричный синтез.
Наличие ДНК в митохондриях и хлоропластах. Теория симбиогенеза и следствия ее для клеточной теории.
Генетический код. Свойства генетического кода. Мутации. Причины мутация. Мутации как нарушения генетического кода. Возможные следствия мутаций (на примере единичной замены нуклеотида).
Механизм синтеза белка. Типы РНК (иРНК, рРНК, тРНК), их роль в клетке. Причины невозможности наследования «благоприобретенных признаков».
Путь белка в клетке: механизмы сортировки белков.
Регуляция работы гена на примере лактозного оперона кишечной палочки.

Раздел 2. Основы генетики

Тема 6. Законы Менделя

Биография Менделя. Причины успеха Менделя. Сущность открытия Менделя.
Моногибридное скрещивание и интерпретация его результатов Менделем. Закон чистоты гамет.
Основы теории вероятности. Вероятностный характер законов Менделя.
Дигибридное скрещивание. «Закон» независимого наследования.
Судьба открытия Менделя. Переоткрытие законов Менделя.

Лабораторная работа: вывод менделевских соотношений в ходе мысленного эксперимента.

Тема 7. Хромосомная теория наследственности

Мейоз как цитологическая основа менделевских закономерностей. Открытие половых хромосом и генетика пола. Механизмы определения пола у различных организмов. Сцепленное наследование и группы сцепления. Наследование, сцепленное с полом (дальтонизм и гемофилия). Кроссинговер и построение генетических карт. Заболевания человека, связанные с хромосомными аномалиями.

Тема 8. Зарождение и развитие биохимической генетики

Открытие взаимодействия генов и отсутствие объяснений этого явления. «Ошибки метаболизма» по Гэрроду.  Мутации как причины нарушения работы ферментов. Открытие природы серповидноклеточной анемии Полингом. Другие примеры заболеваний, вызываемых единичными мутациями. Теория «один ген — один фермент». Взаимодействие генов как результат участия их ферментов в одном метаболическом пути. Множественное действие гена и полимерия. Наследование количественных признаков.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:
роль основных неорганических веществ в клетках, биологически значимые особенности воды;
основные классы органических соединений, их строение и роль в жизнедеятельности клеток; роль ферментов как катализаторов;
роль энергетического обмена и превращений энергии в клетке (фото синтез, клеточное дыхание); особенности энергетического и пластического обмена животных, растений и бактерий;
положения клеточной теории и теории симбиогенеза; особенности клеток прокариот и эукариот, животных и растений;
строение и основные функции мембраны, ядра, митохондрий, хлоропластов, рибосом, лизосом, аппарата Гольджи, эндоплазматической сети, цитоскелета;
принцин работы нейрона, механизм действия гормона на клетку (на примере адреналина), механизм мышечного сокращения и его регуляция;
строение и принцип удвоения ДНК, принципы устройства генетического кода;
основные этапы и механизмы синтеза белка;
признаки и ход митоза и мейоза;
основные термины генетики, генетическую символику;
характер наследования моногенных признаков при моно- и дигибридном скрещивании;
хромосомную теорию наследственности, механизмы определения пола;
примеры и механизм взаимодействия генов;
закон Харди-Вайнберга, условия его выполнения;
факторы эволюции — естественный отбор, дрейф генов, изоляцию и гибридизацию, их роль в эволюции;
определения и значения основных понятий и терминов курса, а именно: клетка, органоид; полярность и неполярность, гидрофильность и гидрофобность; осмос, осмотическое давление; полимеры и мономеры; обмен веществ, метаболический путь; фермент, ферментативная реакция; фотосинтез, гликолиз, дыхание; автотрофы, гетеротрофы; матричный синтез, конвариантная редупликация; генетическая информация, генетический код, мутация; митоз, мейоз; положительная и отрицательная обратная связь; рецессивность, доминантность; гомозигота, гетерозигота; популяция, вид.

Учащиеся должны уметь:
использовать знания о химических и физических процессах и законах для объяснения механизмов работы живых систем, а именно: атомно-молекулярная теория, роль диффузии и осмоса в живой природе; превращения энергии в ходе химических реакций в клетке понятие катализа, его приложимость к ферментативным реакциям; взаимосвязь между строением, химическими свойствами и биологическими функциями основных классов органических веществ;
интерпретировать результаты биологических экспериментов и придумывать мысленные эксперименты для проверки гипотез;
предлагать различные варианты ответов на задачи с неоднозначным решением;
объяснять и илллюстрировать примерами принципы регуляции функций на основе отрицательной и положительной обратной связи на уровне клетки и организма;
связывать строение органоидов клетки и клеток мышечной и нервной ткани с их функциями;
объяснять взаимосвязи между работой различных органоидов клетки;
раскрывать взаимосвязи между внутриклеточными процессами и работой органов, а также между работой генетического аппарата клетки и закономерностями передачи наследственных признаков (на разобранных примерах);
объяснять цитологические основы менделевских закономерностей, показывать границы их выполнимости;
решать генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом, взаимодействие генов и полимерное наследование, определение взаимного расположения генов по процентам кроссинговера;
объяснять вероятностный характер генетических законов, решать генетические задачи с помощью умножения и сложения вероятностей;
раскрывать причины и механизмы мутаций, доказывать невозможность наследования благоприобретенных признаков;
показывать взаимосвязь между механизмами наследственности и изменчивости и изменениями генетического состава популяций;
объяснять роль различных факторов эволюции в изменениях генетического состава популяций и в видообразовании.

Межпредметные связи

ОИВТ: кибернетический принцип отрицательной обратной связи и его распространенность в живой природе.

Математика: понятие вероятности. Сложение и умножение вероятностей независимых событий.

Химия: строение атома и химическая связь; типы химической связи; водородная связь; электроотрицательность и ее связь с полярностью веществ; гидрофильность и гидрофобность, ее связь с полярностью; амфифильность фосфолипидов и мыла — связь с их свойствами; катализ и ферментативные реакции в организме; дыхание как окислительно-восстановительная реакция; рН, кислотность среды и ее влияние на работу ферментов; переваривание пищи как реакции гидролиза; канцерогенные вещества, их источники в окружающей среде.

Физика: закон сохранения энергии и второе начало термодинамики, их применимость в живых системах; тепловое движение, диффузия, осмос и активный транспорт; электрические свойства клеточной мембраны, электрохимический градиент и потенциал покоя.

Учебные пособия

Основные

  1. Грин Г., Стаут У., Тейлор Д. Биология (т. 123). М., Мир, 1993.
    Один из лучших переводных учебников биологии (по результатам опроса учителей переиздан Соросовской образовательной программой). Содержит все разделы школьного курса в объеме, превышающем базовый минимум. Приобретается учениками биологических классов, так как используется в течение всех лет обучения, а также при подготовке в ВУЗ.
  2. Общая биология (10-11). Учебник для классов с углубленным изучением биологии. Ред. Рувинский А.О. М., Просвещение, 1993. Учебник, учитывающий современные достижения биологии. Содержит все основные разделы курса.
  3. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Фуралев В.А. Общая биология: Учебник для 10 класса средней школы. — В 2ч. — М.: МИРОС, 1999.
    В первой части учебника приводятся современные сведения о клетке и основы молекулярной биологии. Вторая часть посвящена классической генетике и современной эмбриологии. Используется как основное пособие при изучении генетики и эмбриологии.

Дополнительные

  1. Беркинблит М.Б. Законы Менделя (пособие для учащихся биологического отделения ОЛ-ВЗМШ при МГУ). М., 1997.
  2. Глаголев С.М. Эволюционная теория: адаптации и отбор. М., ОЛ ВЗМШ, Диалог-МГУ, 1998.
  3. Фуралев В.А., Глаголев С.М. Наследственная информация и ее реализация в клетке. М., ОЛ ВЗМШ, 1998.
  4. Фуралев В.А. Цитология: структура и функции клеточных органоидов. М., ОЛ ВЗМШ, 1998.
  5. Чуб В.В. Жизненные циклы растений. М., ОЛ ВЗМШ-Фазис, 1993.
  6. Ямпольский Л.Ю. Экология. М., ОЛ ВЗМШ, Диалог-МГУ, 1997. Методические разработки ОЛ ВЗМШ предназначены для самостоятельного изучения школьниками. Содержат сжатое, доступного уровня изложение основных разделов изучаемого курса. Включают большое количество задач, предназначенных для отработки и активного овладения материалом.

Вопросы к экзамену (примерный вариант)

Материалы к урокам

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29