Программа: авторская
Авторы: канд. биол. наук Браславская Т.Ю. (анатомия и морфология), канд. биол. наук Шипунов А.Б. (систематика), Абрамова Л.А.
Год утверждения (начало апробации): 1997
Курс преподает Л.А. Абрамова
Пояснительная записка
Курс предполагает более подробное рассмотрение анатомии и морфологии растений, по сравнению с 6 классом, что позволяет учащимся лучше понимать закономерности строения и функционирования органов растений. Также цель курса – познакомить учащихся с представителями различных порядков класса Покрытосеменных растений и на их примере показать разнообразие растений и их эволюционные связи. Для достижения этой цели на каждом уроке ученики делают доклады про культурные растения с их дегустацией, а затем обсуждается систематическое положение выбранного объекта, его эволюционные связи с другими таксонами и др.
Текущие знания проверяются на каждом уроке в виде небольшой работы на 5-7 минут, во время выполнения этих работ ученикам запрещается пользование литературой и конспектами. После изучения тканей растений проходит практическая работа. В конце курса проводится письменный зачет в виде контрольной работы.
Спецкурс рассчитан на одно полугодие (17 занятий по два академических часа, всего 34 часа).
Структура программы
Клетки, ткани и органы растений (12 часов)
Побеги и побеговые системы (14 часов)
Жизненные циклы и группы растений (6 часов)
Заключение (2 часа)
Содержание программы
Отличия растительной клетки от животной. Клеточная стенка. Плазмодесмы и поры у растительных клеток. Строение и развитие пластид. Деление клеток растений. Вакуоль. Пойкилогидридность и гомойогидридность. Отделы растений.
Выход на сушу и образование покровных, механических и проводящих тканей. Многоклеточность и многотканевость. Четырехцарственная система органического мира. Понятие ткани у растений. Простые и сложные ткани. Образовательные, основные, покровные (в том числе устьица и корневые волоски), проводящие механические и выделительные ткани, их строение и работа.
Практикум: Ткани растений.
Основные органы растения. Типы организации тела высших растений. Классификация органов спорофитов сосудистых растений.
Внешнее строение побега. Листорасположение. Основные закономерности спирального листорасположения. Симподиальное и моноподиальное, акротонное и базитонное ветвление. Ортотропный и плагиотропный рост.
Работа апикальной меристемы побега. Первичное анатомическое строение стебля. Вторичное строение стебля. Образование пробки. Стелярная теория.
Морфология листа и способы ее описания. Типы жилкования. Типы устьичного аппарата. Внутреннее строение листа и экологические группы растений (гидрофиты, склерофиллы, малакофиллы, суккуленты, галофиты и др.). C3 и C4 фотосинтез, CAM-метаболизм.
Жизненные формы. Классификация жизненных форм и архитектурных моделей растений по Raunkier, Серебряковой и Halle-Oldeman; пространство жизненных форм.
Метаморфозы корней, стеблей и листьев.
Генеративные побеговые системы. Основные модели организации и конкретные типы соцветий. Строение цветка, ABC-теория
Основы систематики: латинские названия растений, таксономические ранги. Основные группы культурных растений. Флористические царства Земли.
Половое размножение и мейоз. Модель обобщенного жизненного цикла. Размножение и воспроизведение. Бесполое, половое и вегетативное воспроизведение. Типы жизненных циклов. Способы вегетативного воспроизведения
Жизненный цикл растений. Его происхождение. Его варианты и основные группы мохообразных и папоротникообразных. Разноспоровость
Место семени в жизненном цикле. Происхождение семенных растений. Основные группы семенных растений
Жизненный цикл цветковых растений. Двойное оплодотворение. Основные отличия и происхождение цветковых растений
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать: строение и происхождение тканей и органов растений; основные процессы, происходящие в растениях (фотосинтез, всасывание питательных веществ, транспорт веществ, транспирация и др.); жизненные формы и экологические группы растений; жизненные циклы, рассмотренные в курсе; характеристики подклассов и некоторых порядков Покрытосеменных растений.
Учащиеся должны уметь: анализировать срезы различных тканей и органов растений; использовать знания о химических и физических процессах и законах для объяснения механизмов работы живых систем, а именно: атомно-молекулярная теория, роль диффузии и осмоса в живой природе; превращения энергии в ходе химических реакций в клетке; делать морфологическое описание листьев; составлять и интерпретировать формулы цветков и формулы листорасположений; на основе известных признаков, делать предположения о принадлежности растений к определенному таксону.
Межпредметные связи
Математика
Числовые последовательности. Числа Фибоначчи.
Физика
Знание основных физических явлений и величин (капиллярные силы, диффузия, осмос, действие силы тяжести и др.). Электромагнитные волны, их поглощение и отражение различными телами.
Химия
Химические элементы, вещества, реакции, рН, кислотность среды. Ферменты и катализаторы.
География
Основные страны. Топонимика. Природные зоны. Ландшафты. Геохронологическая шкала. Климат и микроклимат.
Учебные пособия
Рекомендуемые литературные источники для подготовки докладов
2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29