Кружок "Юный натуралист"

Программа: авторская.
Автор: Сухова Д.В.
Год утверждения (начало апробации): 2008.
Курс преподает Д.В. Сухова

Пояснительная записка

Направленность программы:

эколого-биологическая

Актуальность программы

Значение эколого-биологического образования в настоящее время трудно переоценить. При этом из-за нехватки времени о многих биологических объектах приходится лишь рассуждать – практические занятия невозможно проводить в том объёме, в каком это было бы желательно. Занятия в кружке позволяют восполнить этот недостаток хотя бы для детей, интересующихся биологией.

Главным отличием данной программы от других программ подобного профиля является её ориентированность на практические занятия. Ещё одна немаловажная особенность представляемой программы — это использование учебных коллекций, в пополнении которых кружковцы принимают активное участие, приобретая, таким образом, навыки, необходимые каждому исследователю-биологу, работающему в природе.

Цель программы:

вооружение обучающихся знаниями о природе и бережном к ней отношении, умениями и навыками, необходимыми для экологически правильного поведения.

Задачи программы

Образовательные:

осуществление практического изучения морфологии, систематики, экологии и биоразнообразия различных групп организмов;
расширение знаний о природе;
знакомство с методами исследования биологических объектов.

Развивающие:

развитие умения готовить препараты, наблюдать за разными организмами в природе, определять организмы при помощи определителей;
развитие способности сравнивать, обобщать и классифицировать изучаемый материал;
развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания.

Ожидаемые результаты

В результате обучения кружковцы будут знать:

особенности строения тканей некоторых организмов;
особенности строения и функционирования клеток растений;
особенности содержания некоторых организмов в неволе (рыбы, моллюски);

будут уметь:

работать с микроскопом и бинокулярной лупой, правильно настраивать освещение;
готовить препараты для микроскопии;
правильно организовать условия для содержания в неволе некоторых организмов (аквариум).

Механизм оценки получаемых результатов

Входной контроль осуществляется в начале первого и второго года обучения в виде собеседования, текущий контроль в ходе беседы и практических работ на занятиях. Итоговый контроль осуществляется по результатам обучения в виде собеседований и практических работ.

Во время собеседований оценивается правильность и полнота изложения материала, выявляется как знание материала, так и умение применить свои знания для объяснения не обсуждаемых ранее фактов в строении и функционировании или жизнедеятельности тех или иных организмов. На практических занятиях проверяются навыки и умения работы с оптическими приборами и биологическими объектами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (60 часов)

Введение. Ознакомление с микроскопом (2 ч.)

Раздел I. Изучение микроскопических объектов

  1. Микроскопические обитатели пресных водоёмов. Практическое занятие (6 ч.)
  2. Микроскопические обитатели пресноводного аквариума. Практическое занятие (2 ч.)
  3. Работа с препаратами клеток мохообразных. Практические занятия (4 ч.)

Раздел II. Строение и жизненные циклы организмов

  1. Мохообразные. Смена поколений спорофит-гаметофит. Семинар (2 ч.)
  2. Строение спорофита и гаметофита мохообразных. Практическое занятие (2 ч.)
  3. Разнообразие мохообразных. Практическое занятие (2 ч.)
  4. Жизненный цикл папоротникообразных (смена поколений спорофит-гаметофит). Семинар. (2 ч.)
  5. Разнообразие папоротников (строение и образ жизни). Практические занятия (4 ч.)

Раздел III. Составление биологических коллекций

  1. Что такое биологические коллекции. Семинар. (2 ч.)
  2. Зоологические коллекции. Экскурсия в Зоологический музей МГУ (2 ч.)
  3. Ботанические коллекции. Экскурсия в Гербарий Биологического факультета МГУ (2 ч.)
  4. Составление и систематизация гербарной коллекции. Практические занятия (4 ч.)

Раздел IV. Образ жизни растений и животных

  1. Основные отличия животных и растений. Семинар (2 ч.)
  2. Сухопутные животные (млекопитающие). Семинар (2 ч.)
  3. Полуводные и водные животные (млекопитающие). Семинар (2 ч.)
  4. Экскурсия в Московский Зоопарк. (4 ч.)
  5. Птицы. Разнообразие. Образ жизни. Семинар (2 ч.)
  6. Выезд на экскурсию в федеральный заказник «Журавлиная Родина» (6 ч.)
  7. Пролёт водоплавающих птиц. Выезд в Виноградовскую пойму (6 ч.)

Итоги и контроль усвоения знаний по каждой из пройденных тем подводятся в коннце практических занятий и выездов.

Методическое обеспечение занятий

На протяжении учебного года предусмотрено участие кружковцев в различных экологических и биологических олимпиадах, в т.ч. Региональной Московской олимпиаде по биологии и Школьной Биологической Олимпиаде МГУ.
Во время школьных каникул и в выходные дни проводятся однодневные выезды в лесопарки Москвы и в леса Подмосковья. Проводятся экскурсии в различные музеи, тематика экспозиций которых связана с живым миром Земли: Зоологический музей МГУ, Дарвиновский музей, музей Палеонтологического института Московский Зоопарк и т.д.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в кабинете биологии Московской гимназии на Юго-Западе № 1543. Хорошая техническая оснащенность кабинета (микроскопы, бинокуляры, оборудование для демонстрации фильмов и презентаций) позволяет качественно и увлекательно изучать строение биологических объектов.

Гимназия расположена в получасе езды от Битцевского лесопарка, что очень удобно для проведения экскурсий. Также относительно недалеко расположены такие музеи, как Палеонтологический и Дарвиновский. И в двух станциях метро от Гимназии находится ботанический сад МГУ имени Ломоносова.

Требования по технике безопасности при проведении занятий, практических работ и выездных мероприятий

При проведении теоретических занятий соблюдается режим труда и отдыха (См.: Сборник нормативных документов по охране труда. – М., 2000).

При проведении практических работ обучающиеся пользуются разрешенным оборудованием и хим. реактивами, как-то: скальпелями, препаровальными иглами, пинцетами, также, при необходимости, водными растворами кислот (с соблюдением соответствующих мер предосторожности) согласно требованиям по технике безопасности и инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ и практических работ по биологии (См.: Сборник …, — М., 2000, с. 29-31). Перед выполнением практических работ проводится инструктаж о порядке выполнения работы и технике безопасности. Обучающиеся, нарушающие установленные правила, привлекаются к ответственности , и со всеми участниками проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Выездные экскурсии в музеи, ботанические сады и парки г. Москвы осуществляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми при проведении экскурсий по биологии на основании «Инструкции по охране труда при проведении экскурсий по биологии» (Сборник нормативных документов. – М., МГСЮН, 2000. С.31-33).

Список литературы

  1. Жизнь животных (в 7-ми томах). – М., «Просвещение», 1968-1986.
  2. Жизнь растений (в 6-ти томах). – М., «Просвещение», 1974-1982.
  3. Новиков В.С., Губанов И.А. Дикорастущие растения. Популярный атлас-определитель. – М., «Дрофа», 2002.
  4. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. – М., «АСТ-Пресс», 1999.
  5. Формозов А.Н. Среди природы. – М., Изд-во МГУ, 1985.
  6. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника (в 2-х томах). – М., «МИР», 1990.
  7. Сборник нормативных документов по охране труда для учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля. Требования безопасности и правовая ответственность. – М., МГСЮН, 2000.

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29