Биология для шестого класса

Программа: авторская.
Автор: Глаголев С.М.
Год утверждения (начало апробации): 2006.
Курс преподает Д.В. Сухова

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 6 общеобразовательного класса. Его цели заключаются в том, чтобы:

  1. познакомить учащихся с основами современных общебиологических знаний и основами знаний о растениях, грибах и бактериях;
  2. развить у учащихся способность решать творческие задачи по биологии;
  3. сформировать интерес к самостоятельному формулированию творческих задач и вопросов из области биологии или других естественных наук.

В качестве методической основы при подборе и изложении материала курса взяты пособия М.Б. Беркинблита и В.В. Чуба «Биология 6», В.В.Чуба и Ю.В.Малеевой «Флора 7» и Т.И.Серебряковой с соавторами «Растения 6-7». Вследствие этого преподавание курса ставит следующие задачи:

  1. изучение основ клеточной теории и первоначальных представлений о строении и жизнедеятельности клетки;
  2. знакомство со строением, жизнедеятельностью и разнообразием растений, грибов и бактерий;
  3. обсуждение с учащимися методов получения естественнонаучных знаний (наблюдений, создания гипотез и проверяющих гипотезы опытов),
  4. выполнение учащимися заданий по конструированию ответов на биологические вопросы из имеющихся у них базовых знаний.

Материал, изложенный в вышеуказанных пособиях, частично перегруппирован в соответствии с представлениями преподавателя о желательной логической последовательности освоения разных блоков изучаемой информации.

По тем же причинам материал дополнен некоторыми разделами, не освещенными в указанной литературе, но представляющими важность в процессе изучения (это прежде всего раздел «Мейоз», а также урок «Круговорот углерода в биосфере» и некоторые другие).

Согласно концепции содержания пособий, в курсе показываются разнообразные связи биологии с другими науками: физикой и химией – при изучении клетки, историей – при изучении методов исследования природы, географией – при изучении биоценозов и разнообразия живых организмов. Курс частично основывается на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении курса «Естествознание» (программа О.А. Бочковой) в 5 классе. Основные формы текущего контроля при преподавании курса — периодическое выполнение учащимися небольших самостоятельных работ письменно и проверка записей в рабочих тетрадях.

Курс рассчитан на 3 часа в неделю в течение всего учебного года (всего 102 часа). Такое большое число часов позволяет увеличить количество практических работ, выполняемых учащимися.

Структура программы

Строение клетки (12 часов)
Современная система живого мира. Способы питания и получения энергии (21 час)
Общее представление о биоценозах (7 часов)
Биология организмов (34 часа)
Морфология и физиология цветковых растений (24 часа)
Резервное время (4 часа)

Содержание программы

Строение клетки

История изучения клетки. Клеточная теория

Изобретение микроскопа. Открытие мира одноклеточных существ Антони ван Левенгуком. Открытие растительных клеток Р.Гуком. Размеры клеток и оптические возможности светового микроскопа. Методы изучения клеток животных – приготовление срезов и окрашивание. Открытие ядра Р. Броуном. Основные компоненты клеток растений и животных – ядро, оболочка и цитоплазма. Создание клеточной теории Т. Шванном и М. Шлейденом. Основные положения клеточной теории. Одно из следствий клеточной теории – непрерывность жизни и невозможность самозарождения. Споры о самозарождении. Научный метод. Опыт и контроль. Опыт Реди и опыт Пастера.

Демонстрации: клетки протистов, препараты растительных и животных тканей, срез пробки.

Практическая работа «Взаимодействие перекиси водорода с вареным и сырым картофелем» (научный метод: гипотеза, опыт и контроль).

Практическая работа «Строение растительной клетки и определение размеров клеток методом рядов».

Способы деления клетки и способы размножения организмов

Деление ядра – основа деления клетки. Опыты, доказывающие роль ядра в наследственности. Хромосомы – носители наследственной информации. Деление клетки с сохранением числа хромосом – митоз. Удвоение хромосом перед делением. Митоз – основа размножения одноклеточных. Геометрическая прогрессия размножения. График геометрической прогрессии. Способы размножения – бесполое, вегетативное и половое. Митоз – основа роста, регенерации и вегетативного размножения многоклеточных. Половые клетки – гаметы. Слияние гамет – оплодотворение. Объединение родительских хромосомных наборов и увеличение числа хромосом вдвое при оплодотворении. Мейоз – необходимый элемент жизненного цикла с половым размножением. Уменьшение числа хромосом вдвое при мейозе. Клетки, образующиеся при мейозе – гаметы у животных и споры у растений.

Демонстрации: митоз в растительных и животных клетках (микропрепараты, фрагменты видеофильма); микрофотографии хромосомного набора человека; таблицы: жизненный цикл хламидомонады, способы размножения гидры; культура ткани растений; рост колоний бактерий.

Практическая работа «Стадии митоза» (на препаратах корешка лука).

Современная система живого мира. Способы питания и получения энергии

Биологическая систематика

Общее представление о классификации. Множественность классификаций. Иерархическая классификация. Решение задач на классификацию. Естественная система – система, отражающая родственные связи между организмами. Примеры естественных систем. Карл Линней и создание им иерархической классификации живых организмов. Таксономические категории (на примере человека и кукурузы). Бинарная номенклатура. Система клеточных организмов. Надцарства прокариот и эукариот. Царства бактерий, протистов, грибов, растений и животных. Вирусы – неклеточная форма жизни. Признаки клеток бактерий, грибов, растений, животных (наличие или отсутствие клеточной стенки, ядра и хлоропластов).

Демонстрации: таблицы, иллюстрации, фрагменты видеофильмов, препараты – представители царств бактерий, протистов, грибов, растений и животных.

Способы питания и получения энергии

Атомы, молекулы и энергия. Атом – химически неделимая частица вещества. Наличие небольшого числа сортов атомов – химических элементов. Химические символы. Молекулы – комбинации атомов. Простые вещества (водород, кислород) и сложные вещества (вода). Постоянство состава вещества. Химические формулы. Валентность и структурные формулы. Составление структурных формул. Органические и неорганические вещества. Мономеры и полимеры. Химический состав клетки. Значение для клетки воды, белков, жиров, сахаров, ДНК. Процессы перестройки молекул — химические реакции. Признаки химических реакций.

Энергия. Примеры процессов, требующих затрат энергии. Реакции, идущие с выделением и поглощением энергии. Фотосинтез. Реакция фотосинтеза. История изучения фотосинтеза. Распространенность фотосинтеза среди царств живой природы. Хлоропласты – органоиды клетки эукариот, осуществляющие фотосинтез. Дыхание. Уравнение дыхания. Смысл дыхания – получение энергии. Распространенность дыхания среди живых организмов. Диффузия и осмос. Диффузия – основа питания бактерий и грибов. Роль осмоса в жизни растений и животных. Активный транспорт. Минеральное питание растений. История изучения минерального питания. Особенность питания протистов и животных – способность к фагоцитозу. Автотрофы и гетеротрофы. Способы питания представителей различных царств. Демонстрации: признаки химических реакций; хлоропласты в клетках водорослей и цветковых растений; диффузия в газах; осмос и осмотическое давление; образование крахмала в листьях на свету.

Практическая работа «Анализ состава семян».

Практическая работа «Диффузия в жидкостях и её зависимость от температуры».

Общее представление о биоценозах

Биоценоз (сообщество) и биогеоценоз (экосистема). Примеры экосистем. Взаимосвязи между членами сообщества. Цепи питания и трофические уровни. Трофические сети. Экологическая роль представителей различных царств (растения – продуценты, животные – консументы, грибы и бактерии – редуценты). Поток энергии и круговорот веществ. Круговорот углерода в биосфере. Смена природных сообществ.

Демонстрации: фрагменты видеофильмов о различных экосистемах; таблицы – схемы пищевых сетей; схема круговорота углерода; зарастание озера.

Биология организмов

Бактерии: их роль в биосфере и в жизни человека

Разнообразие формы клеток бактерий. Разнообразие способов питания бактерий: автотрофы и гетеротрофы, сапрофиты и паразиты. Главная роль бактерий в сообществах – роль редуцентов. Роль мелких размеров в жизни бактерий. Относительная поверхность тела и ее зависимость от размеров. Размножение бактерий. Образование спор и расселение.

Открытие болезнетворных бактерий. Бактериальные инфекции и способы их передачи. Природноочаговые болезни. Защита организма от бактерий — иммунитет. Неспецифические механизмы защиты — лизоцим, соляная кислота в желудке, фагоцитоз. Специфический иммунитет — выработка антител. Способы борьбы с бактериальными инфекциями. Вакцины. Лечебные сыворотки. Антибиотики. Молочнокислые бактерии — факультативные анаэробы. Их роль в жизни человека. Брожение — «жизнь без воздуха». Молочнокислое и спиртовое брожение. Облигатные анаэробы — возбудители ботулизма, столбняка и гангрены. Бактерии-эндосимбионты, их роль в жизни травоядных животных. Бактерии-азотфиксаторы, их роль в поддержании плодородия почвы. Цианобактерии – фотоавтотрофные бактерии. Роль цианобактерий в былые геологические эпохи.

Демонстрации: клубеньки на корнях бобовых и ольхи; колонии кишечной палочки на агар-агаре; колониальные цианобактерии.

Грибы, лишайники и водоросли, их роль в биосфере и жизни человека

Общие признаки грибов. Главная роль грибов в сообществах – редуценты в наземных экосистемах. Шляпочные грибы: строение и размножение. Симбиоз шляпочных грибов с деревьями – микориза. Ядовитые грибы (бледная поганка). Дрожжи – одноклеточные грибы. Роль дрожжей в приготовлении вина и хлеба. Плесневые грибы – сапрофиты; их роль как вредителей запасов продовольствия. Роль грибов как источника антибиотиков. Грибы – паразиты растений: спорынья, головня, ржавчина. Разнообразие водорослей: одноклеточные, колониальные и многоклеточные; нитчатые и пластинчатые; зеленые, красные, бурые, диатомовые. Планктонные одноклеточные водоросли (фитопланктон) – основные продуценты в морях и океанах. Лишайники – симбиотические организмы. Их роль как пионеров растительности.

Демонстрации: дрожжи, одноклеточные и колониальные водоросли и плесневые грибы под микроскопом; листья злаков, пораженные ржавчиной; трутовики; различные жизненные формы лишайников.

Практическая работа «Строение мукора».

Высшие растения

Общая характеристика высших растений, их приспособления к жизни на суше (покровная, проводящая, механическая ткани, их функции; разделение тела на органы и их функции; особенности строения органов размножения). Основные группы высших растений: мохообразные, плаунообразные, хвощи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Жизненный цикл высших растений (на примере мхов и папоротников). Особенности строения мхов. Жизненный цикл мохообразных. Роль сфагновых мхов в природе. Особенности строения папоротников. Жизненный цикл папоротникообразных. Хвощи и плауны. Общая характеристика голосеменных и их роль в природе. Размножение голосеменных (на примере сосны). Признаки покрытосеменных – особенности строения и размножения.

Демонстрации: гербарные образцы и учебные коллекции мхов и папоротников; коллекция шишек и побегов голосеменных.

Таблицы: жизненные циклы высших растений.

Практическая работа «Строение сфагнума».

Морфология и физиология цветковых растений

Строение семян и развитие проростков

Строение семян двудольных и однодольных. Условия прорастания семян. Развитие проростков. Демонстрация: коллекции семян; прорастание семян различных растений.

Практическая работа «Строение семян фасоли».

Корень: минеральное питание и тканевое строение

Основные функции корня. Минеральное питание растений (повторение). Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Типы тканей высших растений (повторение). Ткани корня. Рост корня в длину. Рост корня в толщину. Образование боковых и придаточных корней. Второстепенные функции и видоизменения корней.

Демонстрации: зоны корня (постоянный препарат); корневые волоски (проросток фасоли); ткани корня (постоянный препарат, поперечный срез); рост корней лука; образование придаточных корней на ветке ивы; видоизменения корней.

Практическая работа «Зоны корня».

Побег: транспорт веществ и тканевое строение

Понятие о побеге. Функции побегов. Почка – зачаточный побег. Типы почек. Листорасположение. Видоизмененные подземные побеги – корневище, клубень и луковица, их функции. Цветок как видоизмененный побег. Стебель. Тканевое строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Основные функции стебля — проводящая и механическая. Второстепенные функции и видоизменения стеблей. Лист. Основные функции листа — фотосинтез и транспирация. Внешнее строение листа. Листья низовые, срединные и верховые. Тканевое строение листа. Строение и работа устьиц. Связь внешнего и внутреннего строения листьев с образом жизни растений. Разнообразие видоизменений листьев. Механизмы транспорта воды и растворенных веществ в растении. Демонстрации: строение клубня картофеля, корневища злаков или осок; тканевое строение стебля на поперечном срезе; опыт, показывающий роль листьев в транспирации; строение устьиц на временном препарате.

Практическая работа «Строение почек и листорасположение»

Практическая работа «Строение луковицы лука»

Цветки и соцветия: семенное размножение растений

Цветок – орган семенного размножения. Основные части цветка. Обоеполые и однополые цветки, однодомные и двудомные растения. Способы опыления. Особенности строения цветков насекомо- и ветроопыляемых растений. Взаимные приспособления насекомых и растений к опылению. Соцветия. Оплодотворение и образование плодов и семян (повторение). Типы плодов. Способы распространения семян.

Демонстрации: модели цветков; типы плодов и семян.

Разнообразие цветковых растений

Классы однодольные и двудольные, их основные признаки. Строение семян и плодов – основные признаки, используемые в систематике. Формула цветка. Диаграмма цветка. Основные семейства двудольных растений – крестоцветные, розоцветные, бобовые, астровые (+1-2 семейства по выбору учителя). Основные семейства однодольных растений – лилейные, осоковые, мятликовые.

Практическая работа «Морфологическое описание цветкового растения».

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

основные понятия и термины курса (уметь давать им определения или характеристику):
клетка, ядро, мембрана, клеточная стенка, хлоропласт, хромосома;
микрометр, нанометр;
митоз, мейоз;
одинарный, двойной набор хромосом;
половое, бесполое, вегетативное размножение;
гамета, зигота, оплодотворение;
иерархическая классификация, естественная классификация,
систематическая категория; царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид;
прокариоты, эукариоты; вирусы, бактерии, грибы, лишайники,
протисты, растения, животные;
атом, молекула; простое вещество, сложное вещество; валентность;
органические вещества (белки, жиры, углеводы, ДНК),
неорганические вещества; минеральные вещества; химические реакции;
фотосинтез, дыхание;
диффузия, осмос, активный транспорт;
автотрофы, гетеротрофы; осмотрофы, фаготрофы;
биоценоз, биогеоценоз (экосистема);
трофическая цепь, трофическая сеть; продуценты, консументы, редуценты;
поток энергии и круговорот вещества;
сапрофиты, паразиты, симбионты, эндосимбионты;
относительная поверхность;
инфекционные болезни, природноочаговые болезни;
иммунитет, фагоциты, антитела, лечебная сыворотка, вакцина, антибиотик;
аэробы, факультативные анаэробы, облигатные анаэробы;
азотфиксация;
микориза; планктон, фитопланктон;
низшие растения, высшие растения;
орган; ткань;
древесина, луб, камбий, меристема, эпидермис, пробка, паренхима;
жизненный цикл, онтогенез, спорофит, гаметофит;
семя, зародыш, эндосперм, семядоли;
корень, стебель, лист, побег, почка; цветок (его части), плод;
корневище, клубень, луковица;
опыление, двойное оплодотворение;

изученный фактический материал, принципы и теории:
основные положения клеточной теории;
особенности строения клеток представителей разных царств;
способы питания живых организмов;
способы размножения и их связь с типом деления клеток;
систему живых организмов на уровне царств;
основные группы (отделы) высших растений, их жизненные циклы;
строение и назначение органов и тканей наземных растений;
общие принципы питания растений;
сущность процессов фотосинтеза и дыхания, их значение для живых организмов и химические реакции, лежащие в их основе;
роль бактерий, грибов, растений в природных сообществах;
историю и методы биологических открытий:
этапы научного метода: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория; опыт и контроль;
доказательство отсутствия самозарождения,
cоздание биологической систематики Линнеем, создание клеточной теории Шлейденом, Шванном и Вирховым, доказательства роли бактерий как возбудителей болезней, открытие вакцинации Пастером и фагоцитоза как механизма иммунитета Мечниковым, открытие пенициллина Флемингом, изучение фотосинтеза и минерального питания растений.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться микроскопом; самостоятельно изготавливать простейшие временные препараты;
на препаратах и таблицах распознавать изученные объекты – клетки и их части (ядро, хлоропласты, клеточную стенку), ткани и органы растений, представителей различных систематических групп и др.;
использовать метод рядов для измерения малых тел, пользоваться размерностями (микрометр, нанометр) и уметь переводить эти размерности в метры и миллиметры, рассчитывать относительную поверхность куба;
пользоваться понятиями зависимости и графиками как выражением зависимостей для объяснения биологических процессов и явлений; строить графики прямой пропорциональной зависимости и геометрической прогрессии;
разбивать учебные тексты на смысловые отрезки, выделять главные мысли и составлять конспект;
объяснять результаты опытов, планировать мысленные эксперименты для проверки гипотез;
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи изученных явлений и процессов;
объяснять связь строения организмов, органов, тканей, органоидов с их функциями; объяснять связь строения организмов со средой обитания;
сравнивать организмы, таксоны, органы, ткани и клетки разных организмов, находить их сходства и различия.

Литература для учащихся

Основная

  1. В.В. Чуб, М.Б. Беркинблит. Биология. 6 класс. М.: МИРОС, 1993.
  2. Т.И. Серебрякова и др. Биология. Растения. 6-7 класс. М.: Просвещение, 1994.
  3. В.В. Чуб, Ю.В. Малеева Флора. 7 класс. М.: МИРОС, 1995.

Дополнительная

  1. Н.Н. Плавильщиков. Гомункулюс (любое издание).
  2. П. де Крюи. Охотники за микробами (любое издание).

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29