Инструкция по технике безопасности

Инструкция по технике безопасности при проведении полевых практик и выездов с учащимися гимназии N 1543. Введение

Любая поездка с детьми — это дополнительный риск, связанный с опасностями для жизни и здоровья. Риск этот должен быть сведен к минимуму. Это возможно при хорошей подготовке группы, умелой организации практики и четком выполнении правил техники безопасности всеми ее участниками.
В то же время ясно, что правилами все случаи жизни не охватишь. Во многом безопасность группы зависит от здравого смысла ее участников и руководителей, от их готовности не потерять голову в сложной непредвиденной ситуации.
Общие правила техники безопасности регламентируются ведомственными приказами и инструкциями, в частности, инструкцией Московского комитета образования N 81 от 19.03.93 г. «Об организации и проведении туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений г. Москвы» и письмом Санэпидемслужбы г. Москвы от 01.04.95.

I. Общие положения

1. Действие данной инструкции относится ко всем практикам и выездам, проводимых в рамках деятельности биологического отделения гимназии вне г.Москвы. При проведении занятий со школьниками на практиках в помещениях действуют те же инструкции, что и при проведении занятий в учебных кабинетах.

2. Состав участников практик и выездов, сроки и место их проведения, ответственные за проведение оформляются приказом. Приказ готовится ответственным за жизнь и здоровье детей и визируется заведующим биологического отделения. Любые изменения, возникшие позднее, согласовываются с заведующим биологического отделения и при необходимости оформляются как дополнения к приказу.

3. Школьники в вопросах техники безопасности беспрекословно выполняют указания преподавателей.

4. Взрослые участники практики в вопросах техники безопасности следуют указаниям руководителя практики, ответственного за жизнь и здоровье детей, который действует на основании настоящей инструкции.

5. На практике запрещено употребление спиртных напитков (в том числе пива) и иных наркотических средств. Школьникам в период практики запрещается курить.

6. Участники практики до ее начала должны быть ознакомлены с данной инструкцией ответственным за жизнь и здоровье детей под расписку.

За нарушения данной инструкции участники практики могут быть удалены с практики и/или отстранены от дальнейшего участия в практиках распоряжением (приказом) по гимназии (ответственный за жизнь и здоровье детей в период проведения практики — при согласовании с директором гимназии и внесении соответствующих изменений в приказ).

7. Руководитель практики обязан иметь при себе следующие документы:
приказ о проведении практики, заверенный печатью учреждения; командировочное удостоверение и документ, удостоверяющий личность (паспорт); списки участников с адресами и телефонами (3 экз., заверенные печатью); оригиналы или копии страховых полисов учащихся; справки от врача, разрешающие участие учащихся в выезде; сведения о прививке школьников от столбняка, полученные от школьного врача; инструкции по технике безопасности и правилам оказания первой помощи с подписями участников о прохождении инструктажа; бланки учреждения с печатью «Просим оказать содействие».

8. Участники практики обязаны:
иметь личное снаряжение (по списку) и необходимые документы (школьники — копию свидетельства о рождении и страхового полиса, заверенные печатью, и справку о состоянии здоровья; взрослые — паспорт);
соблюдать правила охраны природы, не уничтожать редкие виды животных и растений;
соблюдать установленный распорядок дня;
знать и выполнять настоящую инструкцию и правила оказания первой медицинской помощи;
во всех необходимых случаях оказывать помощь другим участникам практики.

9. Ответственный за жизнь и здоровье детей должен выяснить, будут ли в период практики по указанному адресу и телефону родители или родственники. Если нет — узнать способ связи с ними в случае экстренных ситуаций. Обо всех травмах и заболеваниях, ставящих под угрозу жизнь или способных вызвать длительные расстройства здоровья, должны быть поставлены в известность по телефону родители школьника и администрация гимназии. Заболевший или получивший травму школьник может быть отправлен к месту жительства только в сопровождении взрослого.

10. При нарушениях данной инструкции руководитель практики — ответственный за жизнь и здоровье детей может принимать любые меры, которые сочтет необходимыми, вплоть до удаления нарушителей с практики. При удалении с практики школьников их родители ставятся об этом в известность по телефону или телеграммой с сообщением номера поезда и вагона. Школьник отправляется по месту жительства в сопровождении взрослого.
О случаях явного нарушения инструкции руководитель практики должен поставить в известность администрацию учреждения.

II. Правила устройства лагеря

1. При устройстве лагеря необходимо выбрать место, исключающее камнепад или оползень, падение деревьев на палатки и костер, а также затопление при разливе рек или ручьев.

2. При устройстве лагеря следует учитывать меры по охране здоровья и правила противопожарной безопасности (см. соответствующие разделы).

III. Правила проведения пеших экскурсий

1. Запрещается:
— школьникам перемещаться в одиночку на расстояние более 500 м от лагеря;
— ходить в одиночку (в том числе и в пределах 500 м от лагеря) по прибойной зоне и приливно-отливной полосе литорали;
— взрослым уходить из лагеря на расстояние более 500 м, не поставив об этом в известность остающихся в лагере, а группе школьников — не получив на это разрешение преподавателя.
Возможная причина нарушения данного пункта — необходимость оказания экстренной помощи пострадавшему, когда это невозможно сделать иным способом.

2. При выходе на экскурсию руководитель заботится об экипировке группы. При длительной экскурсии группе необходимо иметь: защищенный от намокания запас спичек; плащи и/или укрытие (тент, палатку) на слу- чай дождя; нож или топор; кан для кипячения воды; фонари; деньги для проезда на транспорте; аптечку первой помощи, в которую входят пере- кись водорода, иод или зеленка, перевязочные средства, бактерицидный пластырь, обезболивающее средство. При экскурсиях в гористой местности необходимо иметь с собой веревку (20 м), при экскурсии в малознакомой местности — компас и карту.
Аналогичную экипировку должна иметь группа, выходящая в маршрут без преподавателя.
Школьники во время длительных экскурсий или поездок должны иметь при себе справку из школы, копию страхового медицинского полиса и сум- му денег, достаточную для возвращения в лагерь.

3. При проведении длительных экскурсий группу ведут, как правило, не менее двух взрослых. На маршруте руководитель ведет группу, указы- вая путь следования и по возможности избегая опасных участков. При длительном движении группы на маршруте назначаются направляющий (про- водник) и замыкающий из числа руководителей. Группа следует за направ- ляющим и преодолевает препятствия тем же способом, что и он. Если не- обходимо остановиться, участник группы сообщает об этом направляющему, который останавливает группу и ждет. Замыкающий следит, чтобы никто из участников группы не отстал, при необходимости останавливает группу.
В гористой местности и в иных опасных участках (на болотах, при форсировании водных преград, на литорали) группа должна находиться в пределах видимости руководителя и четко выполнять его указания. При передвижении по лесу необходимо держать интервал 3-4 метра, ветви отгибать вниз. Преодолевать стволы упавших деревьев нужно тем же способом, что впереди идущий — перешагивать (перелезать) через них или подлезать под ними.
При передвижении по верховому болоту (сплавине) не следует насту- пать в следы впереди идущего. Провалившись на болоте по пояс или глуб- же, следует спокойно лечь передней частью тела на сплавину, расставив руки, и позвать на помощь. Вытаскивать провалившегося лучше с помощью длинной палки, которую руководителю группы необходимо иметь с собой.
Труднопроходимые низовые болота следует обходить; если это невозможно, каждый участник экскурсии должен вырезать длинную прочную палку и идти след в след за направляющим.
При форсировании водных преград вброд следует исключить риск па- дения в воду с рюкзаком, а также падение с уступов и водопадов. При большой глубине брода или сильном течении необходимо навести веревоч- ную переправу и обеспечить страховку школьников с помощью обвязки. Форсировать брод следует в обуви.
На дорогах с автомобильным движением группа следует за руководи- телем по обочине дороги по стороне со встречным движением. При отсутс- твии обочины группа следует колонной по одному правее руководителя.
Во время экскурсий и переходов запрещается:
— без крайней необходимости передвигаться по скальным стенкам, осыпям, обрывам и крутым склонам в местах, где возможно падение с вы- соты;
— сбегать по склонам;
— в гористой местности бросать вниз камни и иные предметы;
— пересекать глубокие овраги по висящим стволам деревьев без сис- темы страховки;
— наступать на лежащие стволы и пни деревьев;
— без специального оборудования спускаться в пещеры (кроме обору- дованных для экскурсий), передвигаться по ледникам и снежникам;
— группам школьников без руководителя совершать экскурсии в усло- виях повышенной опасности (участки горной местности, где возможно па- дение с высоты, болота, ледники и снежники, автодороги с интенсивным движением и др.);
— при наличии обочины идти по проезжей части дорог с автомобиль- ным движением.

4. Вышедшая на маршрут группа не должна делиться без веских на то оснований. При любом ЧП (травма, внезапное заболевание и др.) группа сходит с маршрута и следует с пострадавшим до ближайшего населенного пункта или дороги, где руководитель группы принимает меры для оказания помощи или отправки пострадавшего в больницу. Руководитель группы мо- жет принять решение отправить с пострадавшим часть группы, если это необходимо для скорейшего оказания помощи пострадавшему. При малейшей возможности сопровождать его при отправке транспортом должны не менее двух человек, один из которых — взрослый. После выхода к населенному пункту (дороге) может быть отправлена связная группа в базовый лагерь для оповещения о ЧП и предотвращения поисков задерживающейся группы.

5. При выходе на экскурсию группы школьников без сопровождения взрослых четко оговариваются примерный маршрут и контрольное время возвращения. До этого группа должна быть ознакомлена с планом местнос- ти и проинструктирована о мерах безопасности в местных условиях. Наз- начается старший группы, ответственный за время возвращения и соблюде- ние правил безопасности. Его указания на маршруте обязательны к испол- нению.

6. При невозвращении группы школьников в течение 3 часов после контрольного времени предпринимаются меры по поиску группы.
О случившемся ставится в известность местное отделение милиции и контрольно-спасательная служба.
При невозвращении с маршрута группы в сопровождении взрослых ана- логичные меры предпринимаются начиная с 12.00 следующего дня, если иное не оговорено при выходе группы на маршрут.
Школьник, отставший от группы в населенном пункте, ждет препода- вателя в течение 2 часов (если иное не оговорено преподавателем). За- тем следует обратиться в милицию.
Школьник, отставший от группы вне населенного пункта, ждет группу в течение 2 часов, а затем возвращается в базовый лагерь, если твердо уверен, что найдет дорогу к нему. В противном случае следует оставать- ся на месте, разведя дымящий костер.
Руководитель перед выходом на маршрут оговаривает действия отс- тавших от группы. Руководитель, потерявший участника группы, старается как можно быстрее вернуться на это место, а если это невозможно — предпринимает необходимые меры для его поисков в зависимости от ситуа- ции. Если поиски школьника в течение трех часов не привели к результа- ту, о случившемся при первой возможности ставится в известность мили- ция и КСС.

7. Группе (участнику практики), потерявшим дорогу к лагерю, сле- дует:
— не пересекать водных преград, автомобильных и шоссейных дорог;
— выйдя к реке, на дорогу или железнодорожное полотно, двигаться вдоль них до ближайшего населенного пункта и запрашивать помощь у ми- лиции или органов власти;
— в малонаселенной местности при невозможности ориентироваться по сторонам горизонта прекратить движение и развести дымящий костер.
Если стороны горизонта можно определить, стремиться выйти на бе- рег моря (Туапсе, Белое море), затем развести костер.

Запрещается заблудившейся группе:
— передвигаться в горной местности и иных опасных условиях в ноч- ное время и в условиях недостаточной видимости;
— разделяться (если это не требуется в связи с оказанием помощи пострадавшему), в том числе поодиночке пользоваться попутным транспор- том.

8. При выходе на протяженные маршруты в малонаселенной местности необходимо обеспечить связь с населенными пунктами таким образом, что- бы при невозвращении группы или неприбытии в пункт назначения в тече- ние суток после контрольного срока были организованы поисково-спаса- тельные работы.
Перед длительными походами группа регистрируется в контроль- но-спасательной службе (КСС) (в Москве телефоны 148-33-06, 148-72-01).

9. При выходе на экскурсию в базовом лагере остаются дежурить не менее двух человек, один из которых — взрослый.
Дежурные по лагерю не должны уходить от него дальше расстояния видимости, оставлять без присмотра костер и палатки.

IV. Меры охраны здоровья

1. Школьникам необходимо иметь на практике индивидуальные аптеч- ки, в которые входят: бинт, иод или зеленка, анальгин или другое обез- боливающее средство, бактерицидный пластырь, антибиотик, а также ле- карства, которые могут быть ему нужны (противоастматические, антиал- лергические и т.п.). Во время экскурсий необходимо брать аптечки с со- бой (по указанию преподавателя).

2. На практике должна быть коллективная аптечка, в которую вхо- дят (на группу из 20 человек): бинты стерильные — 5, вата — 200 г, жгут медицинский, иод, зеленка, перекись водорода, противоожоговая мазь, антибиотик широкого спектра — на 2 курса, имодиум, анальгин или иное обезболивающее (2 упаковки), тавегил или иное антиаллергическое, корвалол, нитроглицерин, но-шпа, термометр, ножницы, пинцет (более подробный список лекарств см. в приложении 3).

3. Запрещается пить некипяченую воду. Помните, что обеззаражива- ние воды лимонной кислотой, марганцевкой и т.п. не защищает от зараже- ния гельминтами. В энцефалитных районах запрещается пить некипяченое молоко.
При устройстве лагеря места для туалетов должны быть отведены на расстоянии не менее 100 м от лагеря на участках, исключающих загрязне- ние используемой питьевой воды. При использовании в качестве источника воды водотока следует убедиться, что он не протекает через населенные пункты и свалки отходов, не загрязнен стоками. Участники практики должны пользоваться отведенными местами для взятия воды (выше лагеря по течению), ниже по течению — для умывания, еще ниже — для мытья по- суды и стирки.
Участники практики обязаны соблюдать правила личной гигиены. При необходимости руководители могут контролировать выполнение правил лич- ной гигиены, в частности — мытье рук перед едой.
Дежурные по кухне должны тщательно следить за чистотой рук, в частности, мыть руки с мылом после посещения туалета. Раздача пищи должна осуществляться только половником или специально предназначенны- ми кружками и ложками; запрещается использовать в этих целях личную посуду. В лагере запрещается оставлять грязную посуду, а дежурным — раздавать в грязные миски и кружки пищу.
В весенне-летний период, в особенности в южных районах, рекомен- дуется кипятить воду для мытья и/или ополаскивания посуды.

4. Запрещается использовать в пищу дикорастущие растения и грибы, а также диких животных без разрешения ответственного за жизнь и здо- ровье детей.

5. Запрещаются:
— работы, требующие контакта с грызунами, и ловля грызунов в ве- сенне-летний период, а зимой — без специальных мер предосторожности;
— школьникам ловля змей, а в районах Кавказа, Крыму и Средней
Азии — также пауков, многоножек и скорпионов без разрешения преподава- теля;
— школьникам сбор и препарирование трупов животных без разрешения преподавателя.

6. В районах обитания иксодовых клещей преподаватели обеспечивают меры защиты от их укусов во время экскурсий и в лагере. Этими мерами по усмотрению руководителя практики могут быть специальная форма одеж- ды, обработка одежды репеллентами и др.
В случае укуса клещем школьника он должен сообщить об этом препо- давателю, а тот — не только извлечь клеща, но и сообщить об этом от- ветственному за жизнь и здоровье детей. Следует проследить, не появля- ются ли признаки болезни Лайма (первый симптом — крупная красная па- пулла на месте укуса) и при их появлении обратиться в больницу за кон- сультацией и помощью, а в районах, где возможен клещевой энцефалит — обратиться в медицинское учреждение сразу же.

7. При укусах дикими хищниками или бродячими собаками необходимо сделать прививки от бешенства, при глубоком инфицированном ранении и отсутствии прививки от столбняка у ребенка — прививку от столбняка.
При встрече в лесу с медвежонком следует быстро и тихо двигаться от него восвояси. Да и других диких млекопитающих ловить не стоит!

8. Обо всех возникающих заболеваниях и медицинских проблемах школьники должны незамедлительно ставить в известность одного из пре- подавателей, а узнавший о них преподаватель — ответственного за жизнь и здоровье детей.
Школьники и руководители перед началом практики должны пройти инструктаж по правилам оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах и переломах, остановке сердца и дыхания, ожогах, отравлениях и др.). Школьники должны немедленно оказать первую помощь пострадавшему, если рядом нет руководителя.

V. Меры безопасности при лабораторных и хозяйственных работах

1. Участники практики должны содержать рабочие места в чистоте и порядке.

2. В лаборатории запрещается:
— брать что-либо с рабочего места или класть что-либо на него без разрешения хозяина;
— оставлять без присмотра открытую посуду с химическими реактива- ми;
— пользоваться химреактивами без этикеток; пробовать вещества на вкус;
— смешивать кислоты и щелочи с водой без защитных очков, прили- вать воду к кислоте;
— пользоваться ядовитыми, едкими и легковоспламеняющимися вещест- вами без разрешения преподавателя (в том числе — пользоваться репел- лентами в лаборатории, где содержатся животные);
— есть и пить на рабочих местах или держать на них еду, пить из химической посуды;
— бегать, прыгать, бороться, толкаться, становиться без необходи- мости на столы и стулья, играть в подвижные игры.

3. Дежурные по кухне должны быть одеты в брюки и плотную обувь для защиты ног от ожогов, снимая кипяток или горячую пищу с костра — пользоваться рукавицами. Ходить босиком на практике школьникам можно с разрешения ответственного за жизнь и здоровье детей. Во время экс- курсий, в том числе на плавсредствах, а также при переноске тяжестей и работе топором и двуручной пилой ходить босиком запрещается.

4. Во время общественных работ, связанных со сбором и заготовкой дров, строительством и т.п., а также при пользовании тяжелыми орудиями лова (батометр, драга) следует работать в рукавицах и резиновых сапо- гах или ботинках. Запрещается наматывать на руку веревки, к которым прикреплены орудия лова или якоря.

5. Перенос бревен и другие работы, связанные с повышенной вероят- ностью травм, должны проводиться под руководством взрослого.

VI. Правила поведения на воде

1. Требования руководителей относительно купания (дальность зап- лыва от берега, длительность купания и т.п.) должны неукоснительно вы- полняться.
Купание без сопровождения взрослых может разрешить в каждом конк- ретном случае только ответственный за жизнь и здоровье детей.

2. Запрещается:
— школьникам купаться в одиночку, взрослым — не поставив в из- вестность кого-либо из участников группы;
— купаться в темное время суток ;
— нырять с высоты более 1 м в незнакомых местах;
— в шутку звать на помощь, находясь в воде или на плавсредстве.

3. Любое использование плавсредств (а также надувных матрасов, ковриков и спасжилетов при купании) санкционируется ответственным пре- подавателем, который назначен руководителем практики, или самим руко- водителем. Преподаватель обязан лично убедиться в исправности плавс- редства и его укоплектовании всем необходимым в данных условиях плава- ния.

4. При выходе на любом плавсредстве все находящиеся на нем люди должны быть одеты в спасжилеты (спасательные пояса).
Запрещается:
— школьникам пользоваться плавредствами в одиночку;
— без разрешения старшего группы вставать, меняться местами на плавсредстве;
— купаться с плавсредств и высаживаться с них на берег до возвра- щения без разрешения руководителя практики (ответственного преподава- теля);
— класть на борт или свешивать за борт руки и ноги, если это не необходимо для управления плавсредством;
— пользоваться лодочными моторами школьникам до 16 лет и школьни- кам без сопровождения взрослых (те же правила касаются использования любого бензоинструмента и оборудования).

5. При пользовании плавсредством без сопровождения взрослых наз- начается старший группы, требования которого до возвращения обязатель- ны к исполнению.

6. При ухудшении погодных условий (усиление ветра, волнения, гро- за, туман и т.п.) старший группы принимает меры для немедленного возв- ращения к лагерю или высадке на ближайший берег.

7. Дополнительные меры безопасности при использовании плавсредств на море регламентируются отдельной инструкцией.

8. Правила пользования плавсредствами могут нарушаться при спасе- нии утопающих или терпящих бедствие, если это невозможно сделать иным способом.

VII. Меры противопожарной безопасности

1. Запрещается пользоваться открытым огнем (свечками и т.п.) в палатках.

2. При устройстве лагеря палатки ставятся не ближе 5 м от костра.
При использовании костра учитываются погодные условия и исключается возможность загорания леса и подстилки из-за искр или углей (при необ- ходимости — окапывание, устройство очага из камней и др.)
Школьникам при разведении огня запрещается использовать легко- воспламеняющиеся жидкости, бросать в огонь аэрозольные баллончики, электрические батарейки и другие взрывоопасные предметы.
При уходе со стоянки или из лагеря необходимо погасить костер.
Руководитель лично проверяет, сделано ли это.
Запрещается разведение костров на торфяниках.

3. При обнаружении очага лесного пожара вблизи лагеря участник практики немедленно сообщает об этом руководителю практики. Руководи- тель практики организует тушение пожара, а если потушить его силами группы невозможно — выводит группу из опасного участка к ближайшему населенному пункту (если это невозможно — к берегу ближайшего водоема, на автодорогу) и принимает дальнейшие меры для эвакуации из района по- жара. Об обнаруженном пожаре как можно скорее ставится в известность местная милиция или пожарная охрана.

4. При проведении практики в помещениях без разрешения руководи- телей запрещается пользоваться открытым огнем и нагревательными элект- роприборами (в т.ч. кипятильниками). Руководитель обязан убедиться в исправности электроприборов, розеток и электропроводки перед их ис- пользованием.

5. Руководитель практики обязан обеспечить необходимые меры про- тивопожарной безопасности (проверить их наличие): наличие пожарной бочки или водоема, ящика с песком, щита с пожарными инструментами, ог- нетушителей.

6. Бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости и вещества должны храниться вне жилых помещений на достаточном расстоянии от них и от костра (желательно — в специальном помещении под замком).

VIII. Правила поведения на транспорте

1. При следовании железнодорожным транспортом школьники должны находиться в одном вагоне вместе с руководителями, в электричках зани- мать места, указанные руководителем.

2. В пути следования школьникам запрещается:
— без разрешения руководителей переходить в другие вагоны и выхо- дить в тамбуры;
— в пути следования выходить из поезда без сопровождения взрос- лых;
— высовываться из окон, выбрасывать в окна мусор и иные предметы;
— садиться в поезд и выходить из поезда во время его движения;
— открывать двери тамбуров, прислоняться к дверям.

3. Запрещается играть в карты и иные азартные игры в поездах и других общественных местах.

4. При посадке и высадке группы в пункте назначения участники группы заранее готовятся к выходу, при посадке-высадке и погруз- ке-разгрузке вещей занимают места и действуют строго по указаниям ру- ководителя. Руководитель при недостаточном времени стоянки просит про- водника задержать отправление желтым сигнальным флажком. Следует обес- печить дежурство взрослого на стоп-кране; им следует воспользоваться, если поезд начал движение до окончания посадки или высадки группы, и это ставит под угрозу безопасность людей.

5. При пользовании автомобильным транспортом главная ответствен- ность за безопасность людей лежит на водителе транспортного средства. Однако руководитель группы должен проконтролировать выполнение им со- ответствующих пунктов правил дорожного движения (ПДД). Согласно ПДД, запрещается перевозить людей вне кабины автомобиля и других самоходных среств (кроме кузова грузового автомобиля с бортовой платформой или кузова-фургона), на грузовом прицепе, вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения, а также сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (кроме детей до 12 лет). Запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мото- цикла и переднем сиденье легкового автомобиля.
Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровож- дающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сиденья, расположенным ниже уровня бортов.
При перевозке групп детей в автобусе или на грузовом автомобиле с кузовом-фургоном с ними должен находиться взрослый сопровождающий, а при перевозке в грузовом автомобиле с бортовой платформой — не менее двух. На этих транспортных средствах спереди и сзади должны быть уста- новлены опознавательные знаки «Перевозка детей».

6. При пользовании водным транспортом участники группы должны выполнять указания команды судна. Запрещается:
— школьникам находиться в одиночку на палубе судна вне поля зре- ния группы;
— руководителям оставлять школьников на палубе без присмотра.

IX. Правила поведения в населенных пунктах и при контактах с местным населением

1. Запрещается перемещение школьников в одиночку в населенных пунктах вне пределов видимости места дислокации группы.

2. Участники группы обязаны избегать конфликтов с местным населе- нием: вежливо вести себя при общении, избегать насмешек и оскорбитель- ных замечаний, уважать местные обычаи.

3. В случае любого конфликта с местным населением школьники обя- заны немедленно поставить о нем в известность руководителей, а также приложить все усилия, чтобы не быть вовлеченными в драку.

4. Руководителям группы следует не устраивать полевой лагерь в непосредственой близости от населенных пунктов, а также не проходить через населенный пункт перед остановкой на ночлег.

5. В случае хулиганского или разбойного нападения на лагерь руко- водители должны действовать так, как это диктуют обстоятельства, забо- тясь в первую очередь о жизни и здоровье детей. При первой же возмож- ности следует отправить группу за помощью в ближайший населенный пункт. В любом случае (даже если удалось справиться с нападавшими ме- рами самозащиты) после нападения лагерь необходимо сразу же снять, группе направиться в ближайший населенный пункт и сообщить о случив- шемся в милицию.

Приложение I. Основные меры охраны природы

1. Участники и руководители практики обязаны стремиться минимизи- ровать ущерб, наносимый природе пребыванием большой группы.

2. При устройстве длительной стоянки необходимо выкопать помойную яму, стараясь не повредить корни деревьев, и при снятии лагеря очис- тить территорию от мусора и закопать его. При кратковременных стоянках мусор сжигается (полиэтилен — отдельно от пищевых отходов), консервные банки следует обжечь на костре и закопать или унести с собой.

3. Участникам практики запрещается рвать или выкапывать охраняе- мые виды растений и ловить охраняемые виды животных. Собирать незнако- мые виды следует после консультации с преподавателем, а если это не- возможно — в единичном экземпляре.

4. Следует избегать массовых сборов любых организмов, которые мо- гут приводить к их бессмысленной гибели и наносить ущерб популяции. Производить массовые сборы можно только в научных целях с разрешения преподавателей.

5. Без необходимости нельзя рубить и повреждать живые деревья и кустарники. При необходимости использовать живые деревья при обуст- ройстве лагеря или для иных хозяйственных целей допустимо использова- ние подроста «сорных» пород (в средней полосе — береза, осина).

6. Следует свести к минимуму повреждения почвенного покрова. При необходимости обкапывания кострища или палаток снятый дерн следует сохранить и затем положить на место. Передвигаться в лагере и возле него следует по тропинкам, чтобы свести к минимуму вытаптывание.

7. Запрещается сливать и высыпать на почву и в водоемы ядовитые и загрязняющие вещества.

8. В лесу запрещается шуметь, без научной необходимости разыски- вать гнезда птиц, брать в руки яйца и птенцов.

Приложение II. Краткая инструкция по правилам оказания первой помощи в полевых условиях

1. Кровотечения
В полевых условиях наиболее вероятны травматические кровотечения. Они делятся на внутренние и наружные.

Внутреннее кровотечение
Симптомы
После травмы грудной, брюшной полости или черепно-мозговой травмы бледность покровов, губ и конъюнктив глаз, холодный пот, головокруже- ние, жажда, частый пульс и дыхание.
Требуется немедленная госпитализация.
Больного уложить на носилки. При травме грудной полости транспор- тировка с приподнятой верхней частью туловища, при травме брюшной по- лости — на носилках лежа на спине (холод на живот), 2 мл кордиамина внутримышечно.

Наружные кровотечения
Бывают капиллярные, венозные и артериальные.

Симптомы
Капиллярное
Кровь течет каплями или небольшой струей (в зависимости от разме- ров раны), без пульсации, имеет тенденцию к самостоятельной остановке.
Венозное
Кровь темная, течет струей без пульсации, сама не останавливает- ся.
Артериальное
Ярко-алая кровь вытекает пульсирующей струей.

1. Остановить кровотечение
При капиллярном и венозном (из некрупных вен) кровотечении:
а) прижать ткани выше области раны, а затем наложить тугую давящую повязку (свернутый стерильный бинт или салфетки туго прибинтовать к ране); конечность согнуть, поднять выше уровня сердца;
б) неглубокие и небольшие раны перед наложением повязки промыть водой с мылом или перекисью водорода;
в) глубокую, сильно кровоточащую рану не промывать, сразу нало- жить повязку и доставить пострадавшего в больницу; если сразу этого сделать нельзя, то рану после остановки кровотечения промыть, затем края раны совместить и наклеить поперек тонкие полоски лейкопластыря.
При артериальном кровотечении (или венозном из крупной вены):
а) прижать артерию к кости выше места ранения (точки, где это удается сделать, показаны на рис. …); при пережатии плечевой артерии — ввести кулак в подмышечную впадину и крепко прижать руку к туловищу; бедренной — надавливать кулаком на внутреннюю поверхность бедра в верхней трети; предплечья и кисти (стопы и голени) — вложить в подмы- шечную (подколенную) впадину две пачки бинтов, конечность максимально согнуть в суставе;
б) при ранениях артерий кисти (стопы) — наложить тугую давящую повязку;
в) при ранениях артерий плеча, бедра, предплечья или голени — на- ложить жгут:
поверх одежды или подложив ткань;
стандартный резиновый — подведя под конечность, сильно растя- нуть, не уменьшая натяжения, обернуть конечность и закрепить;
импровизированный (из веревки, свернутой одежды) — обернуть дважды, закрутить с помощью палочки-закрутки до прекращения кровотече- ния;
подсунуть под жгут записку, на которой написать время наложе- ния;
срочно отправить пострадавшего в больницу;
через каждые 1,5 -2 часа жгут снимать, предварительно прижав артерию выше места наложения, и накладывать снова через 5 мин. выше (проксимальнее) предыдущего места наложения.
г) при ранении артерий головы и шеи (крупной вены) — туго тампо- нировать рану с помощью пинцета марлевыми салфетками, затем сверху по- ложить неразвернутый стерильный бинт и максимально туго прибинтовать (при ранении артерий шеи с другой стороны шеи подложить шину — дощеч- ку, палку).
2. При острой кровопотере (более 250 мл, см. симптомы внутреннего кровотечения):
уложить пострадавшего без подушки, ноги приподнять на 20-30 см выше головы, тепло укрыть, дать обильное питье (сладкий чай), ввести 2 мл кордиамина подкожно или внутримышечно.

 

2. Ожоги
Ожоги делятся на термические и химические.

Термические
Необходимо определить степень ожога и его площадь:
I степени — стойкое покраснение, отек и боль (без волдырей);
II степени — добавляется образование заполненных жидкостью волды- рей;
III — поражаются глубокие слои кожи, на этих участках волдырей нет, видны участки белой кожи с обрывками эпидермиса;
IV степени — добавляется обугливание кожи.
Площадь ожогов: рука — 9%, голова — 9%, передняя (задняя) поверх- ность туловища — 18%, нога — 18%.
Доставить пострадавшего в больницу необходимо при ожогах III-IV степени во всех случаях, а при ожогах I-II степени — если поражено бо- лее 5% поверхности тела.
При поверхностных ожогах более 30% или глубоких — более 10% раз- вивается ожоговый шок. Характерные признаки — психомоторное возбужде- ние, которое сменяется прострацией. Необходима срочная доставка в больницу!
1. При загорании одежды — не давать бежать; если есть вода — об- лить водой; если нет воды — повалить на землю и завернуть (не с голо- вой!) в плотную несинтетическую ткань или катать по земле, пока одежда не погаснет.
2. С обожженных участков (в том числе и кипятком) одежду снять.
3. Если возможно, длительное время обожженные участки поливать холодной водой, затем осторожно промокнуть.
4. Обработать поверхность ожога 30-40%-м раствором спирта.
5. При ожогах II-IV степени — наложить стерильную повязку (если госпитализация не проводится или откладывается — предварительно сма- зать 1%-й синтомициновой эмульсией или другой противоожоговой мазью); при сильной боли до этого опрыскивать из шприца поверхность раствором новокаина 5-10 мин. При ожогах кистей и стоп между пальцами вложить прокладки из марли, затем нетуго забинтовать.
6. При обширных или глубоких ожогах — внутримышечно обезболиваю- щие, супрастин, подкожно — кордиамин, теплое питье часто небольшими порциями.
7. Нельзя вскрывать или срезать волдыри и пораженную кожу, накла- дывать на обожженные места вату и лейкопластырь, смазывать ожоги под- солнечным маслом.
8. Транспортировка — в положении, при котором наименьшая часть обожженной поверхности тела соприкасается с носилками (подкладывание валиков из свернутой одежды).

Химические
Чаще всего — кислотой или щелочью. Главное — быстро и как можно более тщательно промыть проточной водой.
При любых термических и химических ожогах глаз — срочно в больни- цу!

3. Остановка сердца и/или дыхания (утопление, поражение электротоком, инородное тело в дыхательных путях)

3.1. Инородное тело в дыхательных путях
Симптомы
Внезапно (обычно во время еды) пострадавший начинает задыхаться, не может говорить, тщетно пытается кашлять, лицо синеет.
1. Немедленно послать за скорой помощью.
2. Сжать руку в кулак, обхватить кулак другой рукой. Встав сзади пострадавшего, обхватить его руками на уровне пояса. Большой палец ку- лака прижать к животу чуть выше пупка. Выставив вперед локти, резкими движениями надавливать на живот, направляя усилие вглубь и вверх. Про- должать надавливания до выталкивания инородного тела, прибытия врача или пока пострадавший не потерял сознание.
3. Если пострадавший потерял сознание, положить на твердую по- верхность лицом вверх.
4. Открыть рот пострадавшему и придавить язык большим пальцем.
Если инородное тело видно, попытаться извлечь его пинцетом.
5. Если пострадавший не дышит, отвести назад голову, приподняв подбородок. Начать делать искусственное дыхание. Если после 2 вдуваний грудная клетка не поднимается, изменить положение головы и сделать еще два вдувания.
6. Если грудная клетка не пришла в движение, начинать надавлива- ния на живот. Встать на колени, обхватив им бедра пострадавшего, выс- туп ладони положить на середину живота чуть выше пупка, другую руку положить сверху и произвести 6-10 резких надавливаний. Затем повторить действия пунктов 4 и 5.
7. Если извлечь инородное тело не удается, повторить действия пункта 6. Действовать в этой последовательности до выталкивания ино- родного тела или прибытия врача (30 минут).

3.2. Остановка сердца и/или дыхания из-за утопления, поражения электротоком и т.п.
Наиболее частая причина остановки сердца и дыхания — утопление.
1. При спасении утопающего не давайте ему обхватить вас или ухва- титься за плавсредство, если оно может перевернуться. При наличии воз- можности сначала протяните или бросьте утопающему спасательный жилет или пояс, за которые он сможет ухватиться.
2. Утопление бывает истинным (с попаданием воды в дыхательные пу- ти и легкие, более 80% всех случаев), асфиксическим (рефлекторный спазм дыхательных путей и асфиксия, вода в легкие не попадает) и вто- ричным (вследствие остановки сердца, чаще всего при попадании в холод- ную воду).
3. Если извлеченный из воды пострадавший без сознания, уложить его животом на бедро своей согнутой ноги. Резкими движениями сжимать боковые поверхности грудной клетки, чтобы удалить воду из легких. Эти действия продолжать не более 10-15 секунд.
5. Уложив пострадавшего на спину, в течение 5 секунд проверить, дышит ли пострадавший (присматриваться, есть ли движения грудной клет- ки).
6. Если пострадавший не дышит, повернуть голову набок, открыть его рот и очистить полость рта пальцем, завернутым в платок или марлю. (Если есть подозрение на травму позвоночника (нырнул и ударился головой об дно), положение головы не менять!)
5. Встав на колени сбоку от пострадавшего, положить ладонь левой руки ему на лоб и отвести голову назад. Другой рукой приоткрыть рот за подбородок.
6. Большим и указательным пальцами левой руки зажать пострадавше- му нос, плотно прижать свой рот к его рту и сделать два полных вдува- ния воздуха с паузой между ними.
7. Если грудная клетка не пришла в движение, изменить положение головы и сделать еще 2 вдувания. Если это не помогло, попытаться вду- выть воздух в нос, зажав рот пострадавшего ладонью правой руки. Если это не помогло, значит, дыхательные пути непроходимы (см. пункт 3.1).
8. Если грудная клетка пришла в движение, проверить пульс, прило- жив пальцы к области сонной артерии (между адамовым яблоком и боковой мышцей шеи). Пытаться нащупать пульс в течение 10 секунд. Если пульс есть, продолжать искусственное дыхание, делая одно вдувание каждые 5 секунд. Через каждую минуту проверять пульс.
9. Если пульса нет, начать непрямой массаж сердца (если есть вто- рой человек — параллельно с искусственным дыханием, если в одиночку — чередуя с ним). Не меняя положения головы пострадавшего, положить выс- туп ладони ему на грудину на 2 см выше ее нижнего края. Другую руку положить сверху. Пальцы рук сцепить замком так, чтобы они не касались груди. В течение 10 секунд 15 раз резко нажать на грудину так, чтобы она опустилась на 4-5 см.
10. Чередовать 15 нажатий и 2 вдувания воздуха, через каждую ми- нуту проверяя пульс.
11. При появлении пульса продолжать делать искусственное дыхание.
12. Повторять описанные приемы до прибытия врача или в течение 30 минут.
13. Появление дыхательных движений не означает восстановления нормальной вентиляции легких. Если пострадавший без сознания, ему не- обходимо продолжать делать искусственное дыхание.
14. При истинном утоплении (особенно в морской воде) пострадавше- му грозит отек легких. В любом случае сразу же после сердечно-легочной реанимации его необходимо срочно доставить в больницу!

4. Отравления
Симптомы — весьма разнообразны, в зависимости от отравляющего ве- щества. Заподозрить отравление можно при внезапном резком недомогании, которое сопровождается тошнотой, рвотой, болью в желудке, нередко так- же нарушениями сознания и судорогами. При пищевых отравлениях (инфек- циях) обычны понос и резкое повышение температуры.
1. При подозрении на отравление попытаться установить его источ- ник — собрать и доставить вместе с пострадавшим в больницу остатки ве- щества (пищи), образцы рвотных масс.
2. При очевидности или высокой вероятности отравления сделать промывание желудка. Для этого дать выпить больному более 0.5 литра во- ды или слабого раствора соды, затем вызвать рвоту надавливанием на ко- рень языка. Повторить несколько раз до появления чистых промывных вод.
3. Вызывать рвоту нельзя, если отравление вызвано едким веществом (прижигающим ядом) или продуктом переработки нефти (бензин, керосин и т.п.).
4. Дать внутрь активированный уголь (до 80-100 мл в виде жидкой кашицы с водой).
5. При невозможности доставки в больницу дополнительно дать сла- бительное (напр., 1-2 столовые ложки вазелинового масла) и мочегонное (фуросемид).

5. Переломы, вывихи, растяжения
Симптомы
Боль, отек, деформация, ограничение подвижности, боль при нагруз- ке.
1. Не пытаться совмещать концы костей при переломах и не вправ- лять вывихи.
2. При подозрении на перелом позвоночника или таза — при малейшей возможности не сдвигать пострадавшего с места, вызывать к нему бригаду скорой помощи.
3. Дать обезболивающее — анальгин (1-2 мл 50%-го раствора), тра- мал внутримышечно (если нет шприца — 2 таблетки анальгина).
4. При переломах ключицы, плеча — сделать поддерживающую повязку (куском ткани, перекинутым через шею, подвязать предплечье, затем дру- гим куском осторожно притянуть плечо к туловищу).
5. При переломе бедра или голени, предплечья, пальца руки — нало- жить шину (прибинтовать с наружной стороны палку, доску так, чтобы ее концы заходили за два соседних сустава, с внутренней стороны — такую же шину, которая заходит за дистальный сустав). При переломе предп- лечья накладывать шину на согнутую в локте руку.
6. При транспортировке больного с переломом бедра, голени — фик- сировать ноги, положив между ними свернутую одежду и привязав (прибин- товав) больного к носилкам (то же — при подозрении на перелом таза или позвоночника и неизбежности транспортировки; в последнем случае пост- радавшего втроем повернуть на бок, удерживая голову, шею и спину на одной линии, подложить под него твердую доску, положить его на доску спиной, обложить тело и голову свернутой одеждой и прочно в 8-10 мес- тах обвязать тело вместе с носилками).
7. При вывихах обычно видна деформация сустава, удлинение или укорочение конечности по сравнению со здоровой. Дать обезболивающее, фиксировать конечность в том положении, в котором она находится, и срочно обратиться в больницу.
8. При растяжениях — поднять конечность выше уровня сердца, нало- жить холодный компресс на 10-15 мин. Затем плотно забинтовать место растяжения. Конечность не нагружать. Если боль и отек не прошли через 48 час., обратиться в больницу.

6. Переохлаждение
Возникает обычно из-за длительного пребывания в холодной воде.
Симптомы
Слабость, сонливость, безучастность или спутанность сознания, сильная дрожь, редкое дыхание. Температура тела ниже 36.
1. Если пострадавший поднят из воды на плавсредство — сразу же (не снимая одежды) завернуть его в теплую одежду, спальный мешок или полиэтилен.
2. На берегу развести костер, сделать заграждение от ветра.
3. После этого снять мокрую одежду, закутать пострадавшего в спальный мешок, теплую одежду, подложить грелки или согревать собс- твенным теплом.
4. Не давать пострадавшему спать; если он в сознании, дать теплое питье.
5. При признаках общего переохлаждения обязательно обратиться в больницу.

7. Тепловой (солнечный) удар
Симптомы
При перегреве наблюдается вялость, тошнота, головокружение, силь- ное потоотделение, жажда; температура тела нормальная или не превышает 38,5. При тепловом ударе — тошнота, рвота, головная боль, спутанность или потеря сознания; кожа горячая, сухая, температура тела 39-41.
1. Поместить пострадавшего в тень, уложить, расстегнуть или снять одежду.
2. При перегреве в отсутствии рвоты давать пить воду или сок каж- дые 10-15 мин.
3. Не давать лекарств, не давать напитки, содержащие кофеин (чай, кофе, пепси-кола).
4. При повышенной температуре тела — поливать прохладной (но не холодной) водой или завернуть в мокрую ткань и обмахивать полотенцем, пока температура тела не упадет ниже 39.
5. При снижении температуры вытереть насухо, накрыть легкой одеж- дой или тканью.
6. При выраженных признаках теплового удара (а также если после перегрева температура тела не снижается или продолжает расти) обра- титься в больницу.

8. Укус змей (пауков, скорпионов), ужаление насекомых

Змеи
На территории европейской России обитают только змеи сем.гадюко- вых. Их яд обладает геморрагическим и отечно-некротическим действием. При этом при укусах обыкновенной, степной и кавказской гадюки смер- тельные случаи крайне редки (известны только при укусах маленьких де- тей в голову); гораздо более опасная гюрза обитает только в восточном Предкавказье.
Симптомы
Две (реже одна) ранки — следы ядовитых зубов. В течение первых часов — резкое покраснение, отечность, кровоизлияния вокруг места уку- са. Симптомы внутренней кровопотери (см.), шока.
1. Немедленно в течение 10-15 мин. отсасывать ртом содержимое ра- нок, предварительно открыв их сдавливанием складки кожи (содержимое ранки сплевывать, а не глотать).
2. Пострадавший должен лежать и ни в коем случае не двигать уку- шенной конечностью (после отсасывания яда ее следует обездвижить ши- ной).
3. Пострадашего укрыть одеялом и давать обильное питье.
4. Категорически противопоказаны прижигание, разрезы, обкалывание раны любыми препаратами, а также наложение жгута.
5. Пострадавшего доставить в больницу на носилках.

Каракурт
Крупный (диаметр тела ок. 1 см), черного цвета (обычно с красными пятнами на брюшке) паук. Обитает в Средней Азии, Крыму и на Кавказе.
Симптомы
Укус часто безболезненный или воспринимается как укол иглой, сле- ды укуса слабые (побледнение кожи со слабым красным ободком). Быстро развиваются мучительные мышечные боли, мышечная слабость (особенно нижних конечностей); мышцы напряжены, пострадавшие обычно возбуждены (в тяжелых случаях возбуждение сменяется депрессией со спутанным соз- нанием и бредом), покрыты холодным потом, испытывают страх смерти.
1. Из доврачебной помощи возможно только прижигание головкой спички места укуса (не позднее чем через 2-3 минуты).
2. Необходима срочная доставка в больницу (для внутривенных инъ- екций и введения противокаракуртовой сыворотки).

Скорпионы
Симптомы
Острая длительная боль в месте введения яда, иногда — отек и ги- перемия.
1. Смазать место укуса растительным маслом, приложить тепло.
2. Обколоть 1-2%-м раствором новокаина.
3. Супрастин 2 таблетки в день.
4. Обратиться в больницу.

Пчелы, осы, шмели
1. При ужалении пчелы или шмеля — удалить жало пинцетом
2. Место ужаления смочить спиртом или одеколоном, приложить холод
3. При множественных ужалениях — супрастин 0,025 г, анальгин 0,5 г три раза в сутки.
4. При первых признаках аллергических реакций (кожная сыпь, шок, отечность, затруднения дыхания) — срочная доставка в больницу.

Укус иксодового клеща
Укус клеща безболезненный, поэтому обнаруживается, как правило, при само- или взаимоосмотре. Наиболее часты укусы в тех местах, где одежда плотно прилегает к телу, а также в подмышечных впадинах, в паху.
1. При обнаружении, если клещ впился неглубоко, его нужно как можно быстрее удалить. Для этого, осторожно покачивая тело клеща, пальцами вытащить его из кожи.
2. Если клещ впился глубоко и удалить его не удается, смазать те- ло клеща вазелином, растительным или машинным маслом, лаком для ног- тей. Через 10-15 минут повторять попытки удалить клеща.
3. Место укуса смазать иодом или зеленкой.
4. Наблюдать за местом укуса и общим самочувствием.
5. Обращаться в больницу обязательно, если
а) произошел отрыв головки клеща при попытке его удаления, и она осталась в ранке;
б) место укуса сильно распухло и покраснело;
в) появились симптомы общего заболевания (повышение температуры, лихорадка, головные боли, светобоязнь, затрудненность движений глаз и шеи) через 5-25 дней после укуса.

9. Черепно-мозговая травма (сотрясение мозга)
Симптомы
Потеря сознания (иногда — только в момент удара), кратковременная амнезия (пострадавший не помнит, что произошло в момент травмы и не- посредственно перед ней), тошнота, рвота, спутанность сознания, сонли- вость; в тяжелых случаях — неспособность выполнять указания и отвечать на вопросы, двигать неповрежденными частями тела, судороги; в наиболее тяжелых случаях — кома (отсутствие реакций на внешние раздражители).
1. Необходим постельный режим, длительность которого зависит от тяжести сотрясения мозга. Кроме того, необходима врачебная диагности- ка, чтобы установить отсутствие гематом и других поражений мозга. Пострадавшего следует доставить в больницу на носилках.
2. Во многих случаях после травмы наблюдается «светлый промежу- ток», когда в течение нескольких часов все симптомы исчезают. Самосто- ятельно двигаться пострадавшему нельзя!
3. Немедленная госпитализации необходима при появлении кровянистых или бесцветных выделений из носа и ушей, появлении «черных очков» вок- руг глаз (признаки перелома основания черепа), отсутствии реакции зрачков на свет и их разном диаметре или других признаках неврологи- ческих нарушений.
4. При задержке госпитализации:
а) при отсутствии угнетения сознания — уложить на спину с невысо- кой подушкой, внутрь 0.05 г димедрола, 0,5 г анальгина два раза в день, 40 мг фуросемида раз в день;
б) при угнетении сознания — положить на бок, проверить проходи- мость дыхательных путей (очисить их от рвотных масс и слизи), следить за дыханием.
5. При легкой травме в течение 12-24 часов следить, не произойдет ли нарастание симптомов (ночью будить через 1-2 часа, проверять спо- собность отвечать на вопросы). При нарастании симптомов или непрекра- щающейся рвоте доставить пострадавшего в больницу.

Приложение 3. Примерная комплектация коллективной аптечки

Приведенный перечень рассчитан на группу из 20 человек при воз- можности пополнения запаса лекарств и достижимости лечебного учрежде- ния в течение суток.

1. Термометр — 2

Анальгетики
1. Анальгин — 2х10 табл., 2 ампулы
2. Боралгин — 1х10 табл. (при кишечной, почечной, печеночной ко- лике)
3. Аспирин — 20 таб.
4. Трамал — 1х10 табл. (5 ампул)
5. Мазь никофлекс (при ушибах, растяжениях)
6. Хлорэтил — ампула (при сильных ушибах)

Антибиотики
1. Ампиокс — 2х20 табл.
2. Ципролекс (или аналог)- 20 табл.
3. Фурозолидон (при кишечных инфекциях) — 20 табл.
4. Сумамед (6 капсул) (при пневмонии)
5. Фурацилин — 20 таб. (полоскание горла, промывание ран, капли в глаза)
6. Мазь для обработки ран — левомиколь, ируксол
7. Мазь глазная тетрациклиновая

Дезинфецирующие
1. Перекись водорода — 1 уп. (промывание ран)
2. Гидропирит — 20 таб.
3. Иод, зеленка — 2 уп.
4. Марганцевокислый калий — 1 уп.

Противоожоговые
1. Синтомициновая эмульсия 1%-я — 1 упаковка
2. Мазь заживляющая на основе серебра или аэрозоль
3. Спирт 96-тиградусный — 200 мл

Перевязочные, кровоостанавливающие
1. Гемостатическая губка (салфетки) — 5 шт.
2. Бактерицидный пластырь — 10 уп.
3. Пластырь обычный узкий — 1 уп.
4. Перевязочные пакеты — 3
5. Бинты марлевые стерильные -5
6. Бинты трубчатые — 3 (6-8 р.)
7. Бинт эластичный — 1
8. Вата — 200 г.
9. Жгут медицинский — 1

При простуде
1. Галазолин — капли в нос
2. Мукалтин — 10 таб. (отхаркивающее при кашле)

«От живота»
1. Имодиум — 1 упаковка (при поносе, симптоматическое)
2. Сенна — 10 таб. (при запоре)
3. Беластезин (белалгин, бесалол) — 10 таб. (при болях — гастрит, пищевое отравление)
4. Но-шпа — 20 таб. (при болях, в т.ч. менструальных)
5. Гастрофарм (викалин) — 10 таб. (при гастрите)
6. Церукал — 10 таб. (при тошноте)
7. Панцитрат — 1 уп. (при несварении желудка)
8. Ранитидин — 10 таб. (сильные боли с изжогой — приступ язвенной болезни)
9. Энтеродес — 6 уп. (при отравлениях)
10. Активированный уголь — 30 таб. (при отравлениях)

Сердечные, общеукрепляющие
1. Корвалол — 1 уп. (30 капель при боли, тахикардии)
2. Нитроглицерин — 10 таб. (под язык при боли — взрослым)
3. Обзидан — 1 уп. (при высоком давлении и выраженной тахикардии)
4. Кордиамин — 4 ампулы (при шоке с падением давления)
5. Элеутерококк — 1 уп. (30 капель при слабости)
6. Поливитамины — 2 уп. (при длительности практики более 3 недель)

Антиаллергические (антигистаминные, противоастматические)
1. Преднизолон — 5 ампул (при любом шоке с падением давления)
2. Супрастин (тавегил) — 10 таб. (при аллергической реакции на укусы насекомых и др., параллельно с приемом антибиотиков)
3. Димедрол (супрастин) — 5 ампул
4. Теофиллин (теолек) — 10 таб. (при астматическом приступе)

Мочегонные
1. Диакарп — 1 уп. (при черепно-мозговой травме с рвотой)
2. Фуросемид — 1 уп.

Инструменты хирургические
1. Шприцы одноразовые 2-5 мл — 6 штук
2. Ножницы — 1 шт.
3. Пинцет средний — 1 шт.

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29