Исследовательские работы учеников биологических профильных классов на полевых практиках и их продолжение в течение учебного года (П.Н. Петров)

Опубликовано: Петров П.Н. Исследовательские работы учеников биологических профильных классов на полевых практиках и их продолжение в течение учебного года // Исследовательская деятельность учащихся. 2007. Научно-методический сборник в 2-х томах. Под общ. ред. А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь». С. 357–358.

В биологических профильных классах Московской гимназии на Юго-Западе (№ 1543) с начала девяностых годов проводятся весенние и летние полевые практики (в Тверской области, где у биокласса имеется стационар, на побережье Белого, Черного, а в последние годы — и Баренцева морей, а также в некоторых других районах России и ближнего зарубежья). В основе учебной программы этих практик — курсы ботаники, зоологии беспозвоночных и некоторых других дисциплин. Вместе с тем, на практиках большое внимание уделяется исследовательским работам учеников.

В ходе месячной практики в Тверской области (эта практика обязательна для учеников, окончивших восьмой биологический класс) специально для выполнения исследовательских работ отведена последняя неделя, после завершения всех курсов учебных занятий. Преподаватели заранее готовят список тем и на общем собрании кратко рассказывают ученикам суть поставленных задач и предполагаемую программу работы по каждой теме. Затем ученикам предлагается выбрать темы, которыми они хотели бы заниматься, из оглашенного списка или предложить свои темы (если такие темы предлагаются, их обсуждают и принимают или отвергают).

Выбор тем осуществляют с помощью небольших анкет, бланки которых раздают ученикам. В этих анкетах перечислены сокращенные названия тем. Каждому ученику предлагается обозначить тремя плюсами наиболее приглянувшуюся тему, двумя — следующую по привлекательности и одним — еще следующую. После заполнения анкет преподаватели распределяют темы и на еще одном общем собрании договариваются с учениками, кто какой работой будет заниматься. Каждую работу выполняет один или несколько учеников (чаще всего двое или трое) под руководством одного (обычно) или двух преподавателей.

Выполняемая в ходе полевой практики работа бывает и достаточно законченной, а бывает и состоящей почти исключительно из сбора материала и получения лишь предварительных данных (чаще всего выполняемые работы занимают промежуточное положение между двумя названными крайностями).

В конце «исследовательской недели» каждая группа должна отчитаться, во-первых, сдав руководителю все записи с первичными данными (обычно эти записи делаются на специально подготовленных бланках) и все собранные материалы, во-вторых, по возможности, переведя все полученные первичные данные в электронный вид (в последние годы на практиках в Тверской области мы используем два или три компьютера), и, в-третьих, выступив с докладом на несколько минут о проделанной работе. Для докладов выделяется специальное время, и они проводятся в стиле наподобие научной конференции или защиты курсовых работ.

Впоследствии многие ученики продолжают в Москве начатую в полевых условиях работу, обычно под тем же руководством. Если выполнение исследовательской работы на практике — часть ее обязательной программы, то последующее продолжение и доработка — дело добровольное. Обычно начатую работу продолжают в городе около половины участников практики. «Городская» часть работы включает дальнейшую обработку собранного материала (если есть необходимость), математическую обработку полученных данных, написание текста работы и подготовку стендового или устного сообщения по ее результатам. Почти все подобные работы докладываются на внутригимназической конференции исследовательских работ, которая проходит в начале апреля каждого года. Многие из работ докладываются также на других конференциях, в частности, на Чтениях им. В.И. Вернадского в Москве и на Сахаровских чтениях в Санкт-Петербурге.

Нередко ученики продолжают начатую тему и в следующем году, часто специально приезжая на практику для занятия исследовательской работой. В некоторых случаях учащиеся, окончившие восьмой класс, присоединяются на время «исследовательской недели» к старшим школьникам и вместе с ними продолжают их работу. Такие случаи помогают передаче опыта от старших учеников к младшим и способствуют выработке (у тех и у других) навыков совместной исследовательской работы, очень важных для будущих биологов, поскольку огромное множество биологических научных работ имеют более чем одного автора. Результаты значительной части работ публикуются в отечественных и зарубежных научных изданиях, обычно в соавторстве с руководителем работы.

Описанный выше подход сформировался за прошедшие годы в ходе многочисленных практик, проходивших под руководством С.М. Глаголева, организатора и куратора биологических профильных классов гимназии. Огромную роль в развитии исследовательских работ на практиках сыграл А.Б. Шипунов, разработавший и внедривший основы ботанических курсов и исследований в биоклассе гимназии. В последние годы руководство исследовательскими работами активно осуществляют выпускницы биокласса гимназии аспирантки МГУ им. М.В. Ломоносова П.А. Волкова и Л.А. Абрамова, а также заведующий кафедрой биологии гимназии П.Н. Петров и некоторые другие. Есть все основания полагать, что такие работы помогают ученикам биологических профильных классов овладеть методами научных исследований. Они также нередко играют большую роль в выборе учеником будущей области профессиональной научной деятельности.

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29