Сообщение на коллегии Западного окружного управления образования 17 января 2002 г.
Опубликовано: Глаголев С.М. Организация научно-исследовательской работы с учащимися профильных биологических классов Московской гимназии на Юго-Западе (N1543). В сб.»Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов. М., МГДД(Ю)Т, 2003, с. 67-76.
Практическая цель гимназического образования — воспитание «интеллектуальной элиты», т.е. людей, которые будут продолжать образование в высшем учебном заведении и заниматься умственным трудом после его окончания. Будущие профессии наших выпускников — ученые, учителя, врачи, эксперты, журналисты и др.
Какие качества необходимы ученому? (Их достаточно трудно формализовать, так как наука — творчество, для творчества необходим талант, а талант — неформализуемое понятие, хотя его, несомненно, можно развивать и даже воспитывать).
- Любовь к науке (готовность тратить на занятия ей большую часть времени, получая от этого удовольствие);
- Творческие способности (нестандартность мышления, воображение, интуиция);
- Аналитические способности (умение сопоставлять, обобщать, делать логические выводы из сложных посылок);
- Критический склад ума (самостоятельность мышления, способность подвергать сомнению, казалось бы, хорошо известное; критическое отношение к собственным результатам и выводам);
- Любознательность (интерес ко всему новому) и наблюдательность (способность замечать новое);
- Глубокие знания в своей области и широкая эрудиция в смежных областях, стремление постоянно пополнять свои знания («следить за литературой»);
- Умение ясно формулировать и четко излагать свои мысли;
- Честность, бескорыстие, соблюдение этических норм;
- Здоровое честолюбие, целеустремленность, организационные способности (как минимум — умение организовать свой собственный план исследований и рабочее место);
- Умение творческого взаимодействия с коллегами, ощущение себя частью научного сообщества.
Именно на развитие этих качеств (их список может быть продолжен) и должно быть направлено гимназическое образование. Одно из главных средств их развития — организация научно-исследовательской работы учеников в ходе образовательного процесса.
Главная цель профильного биологического образования в нашей гимназии — подготовка будущих научных сотрудников в области биологии и смежных наук. Мы ставим своей целью воспитание людей, которые, продолжив обучение в высшем учебном заведении, были бы способны к творческой научной работе. Достижение этой цели распадается на ряд конкретных задач, главные из которых следующие:
- Профориентация. Она осуществляется на этапах набора в класс; в течение всего периода обучения — в плане выбора будущей профессиональной специализации; в период, предшествующий поступлению в ВУЗ — в виде помощи в выборе учебного заведения, где школьник будет продолжать образование.
- Обеспечение достаточной широты кругозора в биологии и смежных областях. Школьники специализированного класса должны хорошо представлять себе современное состояние биологии как науки: современные достижения и тенденции развития основных ее разделов, ее внутреннюю структуру, взаимосвязи между разделами биологии и между биологией, медициной, химией, физикой, математикой и др.
- Формирование «биологического мышления». Под этим понимается следующее:
а) Понимание множественности ответов на большинство биологических задач (прежде всего — возможность разноуровневых объяснений) и стремление к их поиску.
б) Сравнительный и исторический подход к биологическим процессам и явлениям.
в) Экспериментальный стиль мышления, в частности — освоение основ планирования эксперимента.
г) Освоение системы взглядов и основных парадигм различных биологических дисциплин, в первую очередь — принципа редукционизма и системного подхода. - Развитие интеллектуальных и практических навыков, необходимых для учебной работы в области изучения естественных наук (в том числе для самообразования), а также некоторых практических навыков, которые в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности. В число этих умений входит:
а) слушание и конспектирование лекции, составление конспекта по источнику;
б) планирование мысленного и реального эксперимента, интерпретация его результатов, проведение их статистической обработки;
в) умение четко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме, освоение научного литературного стиля, правил оформления научных работ;
г) ведение длительных наблюдений и фиксация их результатов;
д) освоение техники биологического рисунка;
е) освоение основ микроскопирования, изготовление временных препаратов;
ж) методы сбора и хранения биологического материала, изготовление гербариев;
з) пользование зоологическими и ботаническими определителями, и др. - Развитие качеств личности и интеллектуальных навыков, необходимых для исследовательской работы (см. раздел 3.2), в частности — формирование исследовательской мотивации.
- Освоение этических принципов полевых исследований и лабораторной работы с живыми объектами.
Раннее приобщение к научно-исследовательской работе — средство развития и одна из целей обучения в биологических классах.
Структура и содержание обучения в биологических классах:
- Курс биологии строится как система параллельных курсов, что наиболее адекватно отражает сложные взаимосвязи разных разделов биологии;
- В течение большей части обучения сочетается изучение «полевых» (зоология, ботаника, гидробиология) и «экспериментальных» (физиология, цитология, генетика, биохимия) дисциплин, что позволяет учесть интересы и склонности большинства учеников;
- Около половины всего учебного времени (с учетом летних практик) во всех классах, кроме выпускного, отводится на практические занятия;
- Около половины времени практических занятий отводится на самостоятельную учебную и научную исследовательскую деятельность школьников.
Перспективы совершенствования системы научно-исследовательской работы с учащимися:
- В среднем звене создать кружки зоологического, ботанического и иных профилей, в которых обучение строилось бы на основе сочетания индивидуальных и групповых форм работы (экскурсии, наблюдения за животными и растениями, постановка экспериментов, подготовка докладов и рефератов);
- Создать систему внеурочных форм работы, направленных на формирование учебной мотивации и увеличивающих востребованность результатов труда, а также способствующих контактам между школьниками разных параллелей и разных отделений (интеллектуальный марафон, олимпиады, выставки рисунков и коллекций, конференции практических работ, защиты курсовых работ и др.);
- Разработать индивидуальные формы работы с особо одаренными детьми, а также предусмотреть возможность групповых форм работы по различным профилям специализации в 10-11 классах биологического отделения.
- Деятельностный характер обучения. В обучении биологии, как и любому предмету, должны использоваться различные формы мыслительной, речевой, познавательной активности учеников (устные ответы и дискуссии, ролевые игры, решение творческих задач, в том числе постановка мысленных экспериментов и интерпретация результатов эксперимента, различные формы работы с текстом — поиск ошибок, составление вопросов к тексту и др., подготовка докладов и рефератов и др.). Специфика биологии как естественнонаучного предмета заключается в том, что в ходе обучения и воспитания особую роль приобретают следующие формы активности:
а) Наблюдение и различные формы фиксации его результатов — запись, фотография (в биоклассах) и в особенности рисунок. Рисунок в школе используется почти исключительно на уроках биологии, где он играет важнейшую роль. Следует особо подчеркнуть роль этой формы деятельности в развитии таких качеств, как глазомер, пространственное воображение, тонкая моторика.
б) Самостоятельное планирование и постановка реальных экспериментов.