Организация научно-исследовательской работы с учащимися профильных биологических классов гимназии № 1543 (С.М. Глаголев)

Сообщение на коллегии Западного окружного управления образования 17 января 2002 г.
Опубликовано: Глаголев С.М. Организация научно-исследовательской работы с учащимися профильных биологических классов Московской гимназии на Юго-Западе (N1543). В сб.»Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов. М., МГДД(Ю)Т, 2003, с. 67-76.

Практическая цель гимназического образования — воспитание «интеллектуальной элиты», т.е. людей, которые будут продолжать образование в высшем учебном заведении и заниматься умственным трудом после его окончания. Будущие профессии наших выпускников — ученые, учителя, врачи, эксперты, журналисты и др.

Какие качества необходимы ученому? (Их достаточно трудно формализовать, так как наука — творчество, для творчества необходим талант, а талант — неформализуемое понятие, хотя его, несомненно, можно развивать и даже воспитывать).

  1. Любовь к науке (готовность тратить на занятия ей большую часть времени, получая от этого удовольствие);
  2. Творческие способности (нестандартность мышления, воображение, интуиция);
  3. Аналитические способности (умение сопоставлять, обобщать, делать логические выводы из сложных посылок);
  4. Критический склад ума (самостоятельность мышления, способность подвергать сомнению, казалось бы, хорошо известное; критическое отношение к собственным результатам и выводам);
  5. Любознательность (интерес ко всему новому) и наблюдательность (способность замечать новое);
  6. Глубокие знания в своей области и широкая эрудиция в смежных областях, стремление постоянно пополнять свои знания («следить за литературой»);
  7. Умение ясно формулировать и четко излагать свои мысли;
  8. Честность, бескорыстие, соблюдение этических норм;
  9. Здоровое честолюбие, целеустремленность, организационные способности (как минимум — умение организовать свой собственный план исследований и рабочее место);
  10. Умение творческого взаимодействия с коллегами, ощущение себя частью научного сообщества.

Именно на развитие этих качеств (их список может быть продолжен) и должно быть направлено гимназическое образование. Одно из главных средств их развития — организация научно-исследовательской работы учеников в ходе образовательного процесса.

Главная цель профильного биологического образования в нашей гимназии — подготовка будущих научных сотрудников в области биологии и смежных наук. Мы ставим своей целью воспитание людей, которые, продолжив обучение в высшем учебном заведении, были бы способны к творческой научной работе. Достижение этой цели распадается на ряд конкретных задач, главные из которых следующие:

  1. Профориентация. Она осуществляется на этапах набора в класс; в течение всего периода обучения — в плане выбора будущей профессиональной специализации; в период, предшествующий поступлению в ВУЗ — в виде помощи в выборе учебного заведения, где школьник будет продолжать образование.
  2. Обеспечение достаточной широты кругозора в биологии и смежных областях. Школьники специализированного класса должны хорошо представлять себе современное состояние биологии как науки: современные достижения и тенденции развития основных ее разделов, ее внутреннюю структуру, взаимосвязи между разделами биологии и между биологией, медициной, химией, физикой, математикой и др.
  3. Формирование «биологического мышления». Под этим понимается следующее:
    а) Понимание множественности ответов на большинство биологических задач (прежде всего — возможность разноуровневых объяснений) и стремление к их поиску.
    б) Сравнительный и исторический подход к биологическим процессам и явлениям.
    в) Экспериментальный стиль мышления, в частности — освоение основ планирования эксперимента.
    г) Освоение системы взглядов и основных парадигм различных биологических дисциплин, в первую очередь — принципа редукционизма и системного подхода.
  4. Развитие интеллектуальных и практических навыков, необходимых для учебной работы в области изучения естественных наук (в том числе для самообразования), а также некоторых практических навыков, которые в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности. В число этих умений входит:
    а) слушание и конспектирование лекции, составление конспекта по источнику;
    б) планирование мысленного и реального эксперимента, интерпретация его результатов, проведение их статистической обработки;
    в) умение четко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме, освоение научного литературного стиля, правил оформления научных работ;
    г) ведение длительных наблюдений и фиксация их результатов;
    д) освоение техники биологического рисунка;
    е) освоение основ микроскопирования, изготовление временных препаратов;
    ж) методы сбора и хранения биологического материала, изготовление гербариев;
    з) пользование зоологическими и ботаническими определителями, и др.
  5. Развитие качеств личности и интеллектуальных навыков, необходимых для исследовательской работы (см. раздел 3.2), в частности — формирование исследовательской мотивации.
  6. Освоение этических принципов полевых исследований и лабораторной работы с живыми объектами.

Раннее приобщение к научно-исследовательской работе — средство развития и одна из целей обучения в биологических классах.

Структура и содержание обучения в биологических классах:

  1. Курс биологии строится как система параллельных курсов, что наиболее адекватно отражает сложные взаимосвязи разных разделов биологии;
  2. В течение большей части обучения сочетается изучение «полевых» (зоология, ботаника, гидробиология) и «экспериментальных» (физиология, цитология, генетика, биохимия) дисциплин, что позволяет учесть интересы и склонности большинства учеников;
  3. Около половины всего учебного времени (с учетом летних практик) во всех классах, кроме выпускного, отводится на практические занятия;
  4. Около половины времени практических занятий отводится на самостоятельную учебную и научную исследовательскую деятельность школьников.

Перспективы совершенствования системы научно-исследовательской работы с учащимися:

  1. В среднем звене создать кружки зоологического, ботанического и иных профилей, в которых обучение строилось бы на основе сочетания индивидуальных и групповых форм работы (экскурсии, наблюдения за животными и растениями, постановка экспериментов, подготовка докладов и рефератов);
  2. Создать систему внеурочных форм работы, направленных на формирование учебной мотивации и увеличивающих востребованность результатов труда, а также способствующих контактам между школьниками разных параллелей и разных отделений (интеллектуальный марафон, олимпиады, выставки рисунков и коллекций, конференции практических работ, защиты курсовых работ и др.);
  3. Разработать индивидуальные формы работы с особо одаренными детьми, а также предусмотреть возможность групповых форм работы по различным профилям специализации в 10-11 классах биологического отделения.
  4. Деятельностный характер обучения. В обучении биологии, как и любому предмету, должны использоваться различные формы мыслительной, речевой, познавательной активности учеников (устные ответы и дискуссии, ролевые игры, решение творческих задач, в том числе постановка мысленных экспериментов и интерпретация результатов эксперимента, различные формы работы с текстом — поиск ошибок, составление вопросов к тексту и др., подготовка докладов и рефератов и др.). Специфика биологии как естественнонаучного предмета заключается в том, что в ходе обучения и воспитания особую роль приобретают следующие формы активности:
    а) Наблюдение и различные формы фиксации его результатов — запись, фотография (в биоклассах) и в особенности рисунок. Рисунок в школе используется почти исключительно на уроках биологии, где он играет важнейшую роль. Следует особо подчеркнуть роль этой формы деятельности в развитии таких качеств, как глазомер, пространственное воображение, тонкая моторика.
    б) Самостоятельное планирование и постановка реальных экспериментов.

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29