Экспедиция на полуостров Канин

Пешее путешествие по западному берегу полуострова Канин по маршруту пос. Шойна — дер. Кия — дер. Чижа

Полина Волкова (Московская гимназия на Юго-Западе № 1543, polina.volkova@nhm.uio.no) и Дарья Захарченко (Московский государственный университет, биологический факультет)

13-24 августа 2012 года

Удивительно, но в Сети нам не попалось ни одного описания пешего похода по берегу полуострова Канин. Поэтому, хоть и поехали мы туда не с туристическими целями, а с научными, мы написали рассказы об этом походе (получилось, если по карте мерять, километров 120). Вдруг кому пригодится.

Рассказ Полины

(короткий, зато с картинками). Для того чтобы увидеть название фотографии, наведите на нее курсор.

Мы прилетели в Шойну из Архангельска на самолете АН-2 (время в пути около 4 часов, учитывая встречный ветер и дозаправку в Мезени). Билеты на этот самолет можно купить только в Архангельске (кассы находятся недалеко от железнодорожного вокзала), но забронировать их можно и нужно по телефону (8 8182 462166) за 15 суток до вылета. Летает этот рейс раз в неделю (по средам) из аэропорта Васьково (88182462166) по пути делая посадки, кроме Мезени, в Неси и Чиже — если кому-то из пассажиров понадобится, и в тот же день возвращается обратно. Весь Канинский полуостров, начиная уже с Мезени, объявлен погранзоной, для того чтобы туда попасть, нужно не меньше чем за месяц послать заявку в местное погрануправление по факсу 88182601809 (это заявление установленной формы и две страницы паспорта — с фотографией и с пропиской). Потом по телефону 88182601841 можно убедиться, что ваш пропуск готов, а потом нужно прийти в Архангельске на улицу Русанова, д. 1А (это какие-то окраины города) и забрать этот пропуск (пн-чт с 16:00 до 17:30, пт с 15:00 до 16:30). Правда, скорее всего нигде, кроме как в аэропорту Архангельска у вас его не потребуют. В Шойну (и дальше на мыс Канин Нос и поселки восточного побережья полуострова) также ходят разные суда из портов Архангельска и Мезени, по рассказам местных попасть на них не так уж и сложно, только, может, придется долго ждать отправления из-за погоды. Обычно эти суда возят по поселкам продукты и прочие товары, а также выкупают у населения морошку по бешеным ценам (400-700 рублей за килограмм, в Архангельске цена доходит до 1000 рублей!).

Если вам придется провести несколько дней в Архангельске в ожидании самолета или судна, то знайте — смотреть в самом городе совершенно нечего. Историческая часть почти не сохранилась, кроме небольшого участка на набережной Северной Двины. Есть еще пешеходная улица Чумбарова-Лучинского, но вид она имеет несколько искусственный (говорят, что старые дома на нее свозили со всего города). Есть еще много музеев, но до них мы не добрались. Интересно поехать в дер. Малые Корелы, там собраны и красиво расставлены по местности деревянные постройки (дома, амбары, бани, церкви, мельницы) из разных исторических районов области. Автобусы отправляются туда довольно часто от автовокзала, время в пути — минут 40. Тот, кто хочет просто погулять в лесу, может поехать пригородным автобусом в любом направлении. Мы, например, поехали от морского вокзала (это как бы альтернатива автовокзалу) до Катунино, а оттуда дошли по дороге вдоль живописного озера Холмовское до деревни Холм, а оттуда сначала по тропинке (она ведет к трассе), а потом просто по болоту вышли к озеру Бабье (оно еще лучше Холмовского), а уж оттуда до трассы ведет дорожка. Нам понравилось. Правда выходишь на трассу в место, весьма удаленное от населенных пунктов, возвращаться в город нужно будет на попутке.

Итак, 15 августа мы прилетели в Шойну. Место совершенно марсианское. Все засыпано песком, на берегу моря прямо барханы какие-то. К самолету (посадочная полоса грунтовая) подъезжают люди на настоящих марсоходах (они называют это каракаты) — что-то самодельное на базе мотоцикла с огромными колесами и иногда кузовом. Потом все быстро разъезжаются, а ты остаешься один среди холодного ветра и песка. Впрочем, культурный шок на следующий день уже проходит. В администрации можно договориться о платном подселении к кому-нибудь из жителей и платном транспорте куда угодно. Мы ограничились бесплатным житьем прямо в конторе. Есть все блага цивилизации — интернет, магазины, телефон, дискотека в клубе, библиотека. В поселок часто приезжают разнообразные искатели знаний (ученые, журналисты и прочие). Например, с нами прилетел какой-то известный фотограф (вечером того же дня он снимал, как мы покупаем в магазине конфеты), а первым, кого мы встретили на крыльце здания администрации, был норвежский архитектор, который собирался рисовать, как люди отвечают на «вызов, брошенный им природой» (это он про песок). Обратный билет на самолет можно купить только в самом поселке в день вылета, заранее записаться на рейс можно в клубе или позвонив по телефону в администрацию поселка (8185722002).

На следующий день мы пошли обходить окрестности. От поселка по дороге через взлетную полосу можно дойти до военной части с вращающимися радарами, оттуда дорога, вымощенная бетонными плитами, уходит к домам, а мы свернули направо и пошли по вездеходной дороге на юго-восток. Сначала она идет по очень мокрому осоковому болоту, а потом выходит на возвышенность и тогда идти по ней становится сплошным удовольствием. Вокруг полно грибов, в основном подосиновиков-подберезовиков, но встречаются и белые. Сначала от триангуляции пошли по одной дороге, которая поворачивает на юг, к деревне Кия. Прошли километров шесть до озер, они представляют собой просто такие дырки в тундре, заполненные черной торфяной водой, вокруг ни одного деревца, в воде тоже ничего не растет. Местность очень плоская, видно далеко. Потом вернулись до развилки и пошли на восток, в долину реки Юнко, которая впадает в реку Шойну. Там уже начались болота, кусты, развалины каких-то строений, видимо, военных. Мы собрали вожделенную осоку дернистую, за которой сюда и приехали, и повернули обратно.

Утром 17 августа мы собрались и начали свое путешествие по берегу на юг. Главное тут — не слушать местных жителей, которые будут утверждать, что это — смертельно опасное предприятие (только запаситесь расписанием отливов-приливов). Начали от монументального маяка, который, правда, закрыли в прошлом году. Прибрежный песок ровный, твердый, как асфальт, идти очень легко. Местные здесь ездят на мотоциклах, каракатах и даже грузовиках. Прошли около 2,5 часов и остановились у первого препятствия. Это такая литораль, которая имеет ширину около километра, а местами больше (в середине нее на карте нарисована сопка Местная). Целиком эта литораль заливается очень редко (тут, наверное, должны быть одновременно сизигийный прилив и нагонный ветер), но идти на нее имеет смысл не раньше, чем за два часа до самой малой воды. Дело в том, что сюда впадает куча мелких речек и ручейков, они все сливаются и образуют два довольно мощных потока (один перед самой сопкой, а другой — через километр от нее), которые нужно переходить в самом конце отлива — начале прилива. Мы делали это почти в самом море, пройдя западнее этой сопки — страшно, конечно, но дно твердое, а лучших путей перехода обнаружить не удалось. Вообще это общее правило всего нашего прибрежного путешествия. Идти нужно по литорали, когда там нет воды. Начинать можно часа через 2-3 после начала отлива, а заканчивать часа за 3 после начала прилива. Крупные реки нужно переходить на самой малой воде подальше от суши — они растекаются по литорали на множество мелких рукавов. Дно всегда твердое и ровное, так что идти можно уверенно (только течение довольно сильное — если уж унесет, то сразу в море!). Идти тундрой выше литорали очень трудно — тропы все обвалились, вездеходные дороги очень топкие и тоже не везде есть, все заросло карликовой березкой и ивой.

Так что у нас был долгий обеденный перерыв. Сначала мы гуляли вокруг, потом собирали грибы, потом их варили и ели, потом уже просто сидели на литорали у реки и втыкали палочки — как там вода, еще падает? И вот, около шести вечера мы смогли перейти всю эту коварную территорию. Говорят, что за сопкой есть изба, но что-то нам там не захотелось задерживаться. Около 21:00 мы уже подошли к реке Кия (там нужно пройти мористее того мыса, что на карте называется о. Морская Корга) и подойти по обширной литорали к самой воде. Эту реку перейти никак нельзя, надо ждать лодки. И ожидание это было довольно мрачным. Дневное солнце сменилось сильным ветром с моросящим дождиком, стало темнеть. Начался прилив, и вода заметно прибывала. Стоять в такой обстановке посреди огромной литорали и махать белым платочком непонятно кому (сама деревня стоит поотдаль от реки) было довольно глупо. Мы почти уже решили вернуться на сушу и переночевать в избе, которая, по словам местных жителей, должна быть где-то за островом, как послышался рев лодочного мотора. Это жители деревни возвращались с охоты. Под крики «Давай полгаза, а то перевернемся вместе с людьми» перегруженная лодка по волнам достигла противоположного берега, и вскоре мы уже размещались в бывшей колхозной конторе среди ведер с морошкой.

До обеда следующего дня мы гуляли по окрестностям. Проходили мимо кладбища, где старинные поморские кресты были недавно выкрашены веселенькой голубой краской — весь суровый северный колорит сразу пропал. После обеда и посещения магазина начался отлив, и мы продолжили свой путь. Довольно быстро песчаная дорога вышла к морю, и берег стал обрывистым. Почти вплотную к литорали подходят довольно высокие осыпающиеся глинистые обрывы, так просто на них не залезть — не позавидуешь тому, кто окажется на берегу во время полной воды! Довольно важно через несколько часов после начала прилива выбираться по крупному ручью наверх и там уже дожидаться отлива. Весь день мы понемногу ели те разнообразные фрукты и овощи, которыми нас снабдили добросердечные жители Кии в обмен на… мусор, который мы не знали, куда выкинуть. Часам к восьми вечера мы подошли к ручью с обширной долиной под сопкой Лайденная. Внизу на песке было оборудованное кострище, куча плавника в качестве дров, чуть выше с берега стекал абсолютно пресный ручеек. На невысоком обрыве стоял приметный крест, на сухом ковре из вороники мы и поставили свою палатку. Обычная вечерняя погода — ветер и дождь. Сумерки начинаются часов в десять вечера, но настоящей темноты пока еще нет всю ночь.

Решили встать пораньше, чтобы успеть пройтись по берегу до начала прилива. Вышли часов в шесть утра, а к девяти и самой малой воде уже подошли к реке Волосова и не без труда ее перешли. Надо сказать, что в этом году было много дождей, поэтому все реки были очень полноводными. Потом мы кое-как забрались по ручейку на коренной берег, оставили рюкзаки и пошли вдоль реки к избе Ивана Коткина (до нее километра три). От становища Волосово не осталась почти никаких следов. По пути видели олениху с олененком на бескрайних тундровых просторах, потом они из любопытства подошли к нам совсем близко. Изба оказалась на другом берегу (правом), но Иван перевез нас на лодке. Там мы побеседовали, поели, поспали, погуляли, еще побеседовали, потом начался отлив, и Иван нас перевез обратно. Он рассказывал, что день назад военные эвакуировали его из избушки в Кию на вертолете, потому что эта территория обстреливается ракетами. Мы вернулись к рюкзакам, заложили в гербарий растения и продолжили путь по берегу в начале седьмого. Примерно в 9 вечера мы подошли к ручью Тесницын. Там, где на карте в устье ручья отмечены избы, стоит вышка и развалины кирпичных строений — опять следы былого засилья военных. Место для ночевки не самое удобное. На берегу есть вода и дрова, но нельзя поставить палатку — зальет в прилив. Вверх лезть по обрывистому берегу ручья трудно, но делать нечего — полезли. Кончился глинистый склон, начались заросли кустарничков. Ветер усилился, начался ливень. Поставили палатку под защитой березовых кустиков рядом с чьей-то могилой, набрали воды из лужи, вскипятили на обломках какой-то доски (единственной! нам ее еще на утро хватило). Спокойной ночи.

Вышли в девятом часу утра, к полудню дошли до мыса Конушинская Корга, который задает форму всему полуострову. Здание метеостанции полностью развалилось (и съезжает в море, поскольку обрывистый берег размывается штормами), но столбики от приборов пока стоят. Рядом построена хорошая изба. Дальше литораль стала какой-то рыхлой, идти уже не так удобно. Ветер, дождь, похолодало. В устье реки Каменная стоит очень приятная избушка, там мы и обедали не торопясь, пока прилив шел, растения вокруг собирали. Реку смогли перейти совсем не сразу после начала отлива — только в 19:00. Погода наладилась, да и песок на литорали опять стал плотнее. К девяти вечера дошли до устья довольно крупной реки Шомохша, перешли ее для разведки без рюкзаков, осмотрели развалины военной базы на том берегу — утопленный бульдозер, заржавевший грузовик, сто мешков окаменевшего цемента — все дела. Вернулись обратно, большая изба на берегу реки оказалась непригодной для проживания. Прошли немного назад и увидели небольшую немного недостроенную избушку (пока без печки), там и остановились.

На следующий день вышли в начале десятого, без труда перешли реку, к полудню дошли до военной базы в устье реки Чижа, оттуда по очень мокрой вездеходной дороге целый час шли до деревни Чижа (ударение на первый слог), чуть не увязнув при переходе через ее приток — и как тут местные жители ходят? В деревне мы поселились у старосты Валентина Титова, погуляли по окрестностям и вымылись в бане. В деревне, помимо магазина, есть клуб, почта и даже начальная школа.

На следущий день (в среду) прилетел самолет и увяз во взлетно-посадочной полосе. Его сначала толкали люди, а потом вытащили трактором. В самолете внезапно нашлось место и для нас, и мы улетели в Мезень. Это очень длинный поселок. Для того, чтобы его пройти весь от аэродрома до выезда на трассу, нам понадобилось почти два часа! Там уже есть все блага цивилизации, какие можно себе представить. Из Мезени мы на двух попутках по недавно построенной дороге на Архангельск доехали до деревни Кимжа. Там мы долго ломились через пойму одноименной реки и, наконец, заночевали в красивом ельнике.

С утра мы осмотрели колоритную деревню с ее старинными бревенчатыми домами, развалинами реставрируемой церкви и заброшенных мельниц и вернулись на трассу. Там мы часок посидели, а потом нас подобрала попутка до самого Архангельска. К железнодорожному вокзалу мы подъехали к семи вечера, а в восемь шел поезд на Москву. Так что днем 24 августа мы уже были дома.

Подробный рассказ Даши

День первый

Приехав на поезде в незнакомый город рано утром, что делают нормальные люди? Правильно, отправляются искать место проживания. Нам его искать не нужно было, еще в Москве Полина раздобыла контакты знакомых ее папы, которые согласны были нас приютить. Без происшествий мы добрались до нужной улицы на автобусе и быстро нашли дом. («Папа сказал, мы здесь будем жить.»)

Покидав вещи, мы отправились обратно к вокзалу. Недалеко от него располагаются авиакассы, где на наши фамилии были зарезервированы билеты на самолет Архангельск — Шойна. После того, как мы их приобрели, было решено отправиться в Малые Карелы. Для этого мы дошли до автовокзала. Оттуда ездят автобусы до этого поселка, время в пути около 40 минут.

Как только выходишь из автобуса видишь табличку: «Малые Карелы. Туристическая деревня». Мы туда по неосторожности заглянули: стоят деревянные дома, косящие под сруб. Правда, щели между бревнами заделаны герметиком, что жутко раздражало Полину. Кроме того там стоят беседки, за сидение в которых берут бешеные деньги. Спустившись вниз к «местам у реки» мы занялись целью нашей поездки.

Мы отправились в такую даль, чтобы собрать определенную осоку для международного проекта. Но, к сожалению, в этом болотце у реки росла не та осока.

Не особо расстраиваясь, мы отправились в сам музей. В нем выставляются деревянные дома, привезенные из разных мест, но они не просто поставлены в рядок, а расположены, во-первых, по районам, откуда они, и, во-вторых, с особой логикой: на каждом участке церковь посередине, вокруг дома, амбары и прочие постройки. Также когда-нибудь они возведут водяную мельницу на ручейке, протекающем в овраге, который разделяет два участка.

Обойдя весь музей, мы сделали попытку уехать в ненужную нам сторону. Но эта попытка провалилась, поэтому мы с горя начали искать осоку на обочине. Не пройдя и пяти шагов, Полина наткнулась на кочку, отковыряла от нее небольшой пучок травы и после некоторых размышлений было решено, что это именно то, что нам нужно.

Покончив с осокой, мы отправились добывать погран. пропуска. Сели на автобус, доехали до нужной улицы и ничего не поняли. Нам нужен был первый дом, но в начале улицы его не было. Прохожие тоже не особо знали, где располагаются погранцы: «Ну, это, вроде, за Объездной… Но начало улицы вооон там», — показывая в разные стороны говорили они. В конце концов мы просто наткнулись на мужиков, которые там служат, они показали дорогу.

Остаток дня мы заполнили прогулкой по самому Архангельску. Прошли по набережной, посмотрели на корабль МЧС оранжевой расцветки. Дошли до местного Арбата — улица Чумбарова-Лучинского. Покатались на автобусе и вернулись домой.

День второй

В этот день, по наводке наших хозяев, мы отправились погулять по окрестностям поселка Катунино. Дотуда нужно добираться на маршрутке, которая отходит от морвокзала. Дальше дойти до озера (там даже есть песчаный пляж) и пойти вдоль него. И вот идем-идем, никого не трогаем (только какая-то тетенька спрашивала, не знаем мы, есть ли там, куда мы идем, собаки) и упираемся в ворота, на которые перед нами вешают табличку: «Осторожно, проводятся полеты!». Сворачиваем на дорогу, ведущую к деревне Холм. Эта деревня стоит на берегу Холмовского озера, вдоль которого мы и пошли. Около спусков к воде висят таблички: «Сельский водозабор. Соблюдать экологическую чистоту и санитарный порядок».

В этом году на севере было очень много осадков, поэтому в озерах и реках больше воды, чем обычно. Из-за этого тропинка в некоторых местах превращается в труднопроходимое (если, конечно, ты не в болотниках) болотце. Слева и справа от тропинки растет малина, которую мы поедали на ходу. Конечно же, везде ищем свою осоку, но нам удастся ее найти только ко второй половине дня.

Мы свернули с тропинки на бывшую ЛЭП, добрались до берега озера, противоположному тому, на котором располагается аэропорт, мимо которого мы прошли. Пошпионили за самолетами, вернулись на тропинку. Но потом мы решили, что мы хотим дойди до озера Бабье. Поэтому мы опять свернули с тропинки, вышли на болото. Но по болоту идти тяжело, поэтому мы повернули в лес. Немножко пройдясь по нему, мы наткнулись на подозрительно знакомые кочки — наша осока! Радостно собрав ее, мы отправились дальше.

В конце концов мы вышли к озеру. Оно было красивее, чем те, которые мы уже видели в этот день. Вода чистая, на берегу нет мусора, впереди — островки, отражающиеся в воде, как в зеркале. К озеру подходит дорога, ведущая на трассу Москва — Архангельск. Выйдя нее, мы попытались поймать машину, но у нас ничего не выходило. От безысходности мы пошли пешком по обочине, но не успели пройти и двухсот метров, как остановилась машина, которую вел человек бизнесменского вида. Он по дороге рассказывал о городе, о его истории, о жителях.

День третий

Подъем был ранний — для нас заказали такси до аэропорта, самолет вылетал с утра. Приехав в аэропорт мы сели ждать начала регистрации на рейс. Вокруг были слышны разговоры:
— Ты с билетом?
— Не, я вчера записался на него, а ты?
— А я так, на прошлый рейс дали пять дополнительных, так что улечу!

Регистрация открыта. Полина выясняет, как она происходит, для того, чтобы понять, что нам делать с перевесом наших рюкзаков (в стоимость билета включен провоз багажа весом не более 10 кг). Оказывается, что просто взвешивают, если есть превышение, тебя отправляют доплачивать в кассу, затем ты садишься и в этом же зале ждешь начала посадки на самолет. Мы быстренько повытряхивали из рюкзаков самые тяжелые вещи, прошли регистрацию, закинули вещи обратно. А дальше уже никто не смотрит на вес твоих вещей.

Посадка на самолет проходит очень просто: с вещами ты садишься в автобус, доезжаешь до самолета, передаешь вещи пилотам, которые загружают их преимущественно в нос, садишься в самолет. Все происходит спокойно, дверь в кабину пилотов открыта — можно увидеть все приборы, чем занимаются пилоты.

С высоты птичьего полета полуостров выглядит довольно непривлекательно: бескрайние болота, много маленьких озер, перетекающих из одного в другое, реки… Да еще и погода хмурится — низкие облака, видимость плохая. Была посадка на дозаправку в Мезени, а я практически весь полет проспала.

Самолет садится, мы выходим. Вокруг песок, везде песок! И ветер такой морозный, мне даже показалось, что должен выпасть снег. Встречающих очень много, некоторые из них на странных квадроциклах? мотоциклах? с самодельными колесами (в поселке эти машины называют каракатами) Идти трудно, ноги увязают. Дойдя до администрации, первым, кого мы увидели, был иностранный архитектор, заинтересовавшийся Шойной. Ему было интересно, «как природа отвечает на воздействие человека» и «как люди справляются с этим». Он хотел зарисовать дома, наполовину занесенные песком.

Главная гипотеза занесения Шойны песком: в советское время ловили рыбу тралами, содрали со дна водоросли, песок со дна моря начал подниматься и разноситься ветром.

Мы поселились прямо в администрации, в квартире сотрудницы, уехавшей в командировку. Вечером мы пошли погулять. Прошлись по взлетной полосе (она является частью дороги), вышли к военной базе. Дошли по бетонной дороге до местного кладбища и повернули назад. Возвращались по берегу моря. Для того чтобы попасть на него, нужно пройти по настоящей пустыне: вокруг тебя один песок, торчит пара травинок, из-за ветра нарисовавших окружность вокруг себя. На песке следы скачущего зайца («одноногое марсианское животное»).

По берегу идти приятно — песок, укатанный морем, он даже лучше асфальта. Мусора, плавника и водорослей, обычных для литорали, практически нет. Дошли до маяка, закрытого в прошлом году, осмотрели сторожку. Полина нашла вахтовый журнал, зачитывала из него некоторые строчки. Посетили местный магазин, купили продуктов на 4 дня, вернулись в администрацию.

День четвертый

Мы решили дойти до тундры, прошли опять мимо военных, дальше по какой-то мокрой дороге. Каждая кочка проверялась нами, а вдруг там наша осока? Так мы дошли до какого-то ручейка, расковыряли очередную кочку и обнаружили осоку дернистую, которая нам и нужна. Мы были очень рады, потому что из описаний флоры не было понятно, есть ли эта осока в районе Шойны. Потом мы вышли на более сухое место, где проходят оленеводческие тропы. Там растет много грибов, в том числе и белых. А еще там есть морошка, которую все собирают и сдают, ведь за килограмм дают 500 рублей. Мы дошли до кучи озер, пообедали около них. Кроме осоки, нас просили посмотреть водные растения. Но озера там, в большинстве своем, без растений вообще.

По тундре то там, то тут встречаются бочки. Сначала нам казалось, что они раскиданы по дорогам, но это оказалось не так. На одной из таких бочек был поставлен чайник, видимо, указывающий направление к озерам.

Вернувшись домой, мы решили, что в Шойне больше нечего делать, поэтому собрали рюкзаки и на следующий день отправились на юг. Сначала мы всем говорили, что пойдем до Чижи. Все говорили, что это невозможно, мы туда не сможем попасть, что это очень далеко. Тогда мы стали говорить, что пойдем до Кии. На это стали говорить: «Ну ладно, туда еще можно, вон, у нас мужики по делам туда ездят».

День пятый

Идти мы решили по берегу моря, потому что по тундре идти и так сложно (какие-то кочки, болотца, кустарник…), а еще на тебе ощутимо тяжелый рюкзак… А по берегу идешь, смотришь по сторонам, берег низкий, всю тундру видно. Шли мы довольно быстро, километров четыре-пять в час.

На первом привале Полина пошла посмотреть на тундру, а я осталась сидеть на берегу. Вернувшись, она сказала, что нашла могилу и табличку: «Здесь был предан и зверски убит Алексей Коткин».

И вот, идем мы по берегу, идем-идем, но тут Полина смотрит на GPS и понимает, что мы находимся посередине заливаемой литорали, довольно большой. А тем временем начался прилив. Тогда мы решили пойти прогуляться в округе, пообедать грибной похлебкой.

Но оказалось, что нам повезло. Ведь приливы и отливы не всегда одной величины, и различие это довольно заметное, особенно если дно заливов плоское. А повезло нам потому, что мы попали на малые приливы.

Поступок в стиле блондинок номер 1: поставим-ка мы палатку на бережку… Нет, не у самой воды, конечно. Так, метрах в пяти, чтобы спать под шум прибоя…

Несмотря на это, мы ждали полного отлива, чтобы перейти два русла на этой литорали. Пока мы ждали, нам все казалось, что где-то то ли лодка, то ли вертолет шумит… Полина нашла место, где можно перейти первое русло, и мы пошли довольно быстро, чтобы успеть перейти второе русло. На противоположном берегу около вешки, обозначающей место перехода, сидела нерпа. Когда мы подошли, она подползла к воде и сделала плюх, то есть спрыгнула в воду. Но там было мелко, поэтому когда она била ластами, от них разлетались кучи брызг.

Целый день, пока мы шли, мне мерещились очень красивые синие ракушки, но попадались на глаза они в самый неподходящий момент. Когда же мы вышли к устью реки Кия, я решила что вот в этот-то раз я ее точно не пропущу. Поднимаю — а это простая мидия, раковины которой валяются на каждом углу.

Кия — большая речка, перейти ее невозможно, единственный способ перебраться на другой берег — найти лодку. Пришли мы уже под вечер, погода портится, сверху начинает моросить дождик. Не сдаваясь, мы держали белый платочек, в надежде, что нас кто-нибудь заметит. Но, из-за того, что деревня находится вглубь материка, надежды было мало. Тут я слышу трескотню, вижу, выплывает моторка. Это люди возвращались с охоты, они нас перевезли на другой берег. При этом в лодке и так было много человек, а еще мы с рюкзаками, поэтому один из охотников ехал на «капоте» лодки.

В Кии нас поселили в конторе, вместе с морошкой. Ее складывают в большие двадцати литровые белые ведра, которые стоят у стен, загораживают проход, всячески мешаются.

Селила нас очень бойкая тетушка, которая обежала весь поселок, достала нам чайник и плитку, раскидала эти неподъемные ведра, принесла нам воды… И только увидев, что нам больше ничего не нужно, она удалилась.

День шестой

С утра мы прогулялись по округе, обошли несколько озер, собрали водных растений. Заложили гербарий и решили двигаться дальше — до Кии мы дошли практически без проблем, дальше все будет примерно так же, что же мы будем ждать, ведь отлив уже идет. Полина послала меня узнать, где можно выкинуть мусор и заодно попрощаться. Я зашла к этой тетушке, а она как набросится на меня, всучила мне кучу продуктов, выхватила пакет с мусором и выставила за дверь, я даже сказать ничего не успела.

Немножко подъев эти продукты, мы отправились дальше. Каждый привал мы что-нибудь съедали.

Пейзажи изменились: теперь берег довольно крут, состоит из глины, забраться на него сложно. Самый простой способ — дойти до ручья и уже по нему забираться.

К вечеру погода начала портиться, и только мы выбрали место для ночевки, полил дождь. Я иду ставить палатку, благо место ровное-ровное, хоть в футбол играй, Полина разводит костер. Чтобы не поджечь заросли вороники, костер разводится на песке в русле ручья. Пресноводный ручей течет чуть вглубь от моря, к нему протоптана тропинка. Ужинаем и ложимся спать — завтра ранний подъем, нужно успеть пройти по утреннему отливу.

День седьмой

Ранний подъем — это действительно рано. Сбор палатки, завтрак, рюкзак на плечи и в 6:15 мы уже идем по берегу. На небе облака, но чтобы нам было не так грустно, выглядывает солнце, освещая море и тундру.

Начинаются глинистые склоны, состоящие из двух слоев: собственно серая глина снизу, сверху черный торф с вороничником. Это все сползает на берег, причем торф сначала держится на корнях кустарничков, а затем обваливается и съезжает по глине.

Поступок в стиле блондинок номер 2: смотри, какой милый козырек! Под ним нам не страшен ни ветер, ни дождь. Прекрасное место для ночевки!

На море дождь, на берегу светит солнце. Радуга появляется сначала за нами, а потом и перед нами. Доходим до реки Волосовой, она даже в малую воду выглядит довольно большой. Переходим ее и думаем, что делать во время прилива. Нам говорили, что где-то здесь построил избу и живет в ней некий Коткин. Нам говорили, что он сможет нас перевести, если мы не сможем перейти. Кинув рюкзаки и укрыв их Полининым красным плащом от дождя. Ну и чтобы их потом найти.

Идем вверх по течению реки. Где-то на грани видимости я замечаю движение. Сообщаю об этом Полине, и мы долго пытаемся понять, что это, медведи или таки олени? Решаем, что все таки олени («А медведи бывают с рогами?»). Тут видим избушку, стоящую на противоположном берегу (с которого мы пришли). На ее фоне я замечаю хозяина, хотя он почти сливается со стеной. Пытаемся перейти речку обратно, но вода уже прибывает, уже выше болотников. Тогда Иван достает маленькую лодку и перевозит нас, с обещанием перевести после прилива обратно.

Заходим в маленькую избушку. Там было натоплено, стоял термос с чаем. Иван тут же выдал нам хлеба, который сам испек. Подумал-подумал и предложил нам суп — некую похлебку с рисом и грибами, с ма-а-аленьким кусочком оленины. Внимательно на нас посмотрев, он уложил нас спать. Полина потом рассказывала, что Иван заботливо развернул наши болотники и развесил портянки над печкой.

Вообще этот Коткин довольно давно не видел людей, из-за чего он нам начал рассказывать все подряд, повторяя все по три раза. Про то, как он живет, как к нему приезжали фильм про поморов снимать, как его пару дней назад эвакуировали на вертолете (то, что мы слышали, ожидая отлива), что в мире происходит (у него радио стоит). И все без остановки!

Как только немножко отлило, мы отправились дальше в путь. Заложили найденную осоку, немножко перекусили и спустились на берег.

Прошли часа три до нарисованных на карте изб. Эти избы оказались заброшенной военной базой, до которой дойти практически невозможно, так как дорожка (если она, конечно, была) заросла мерзкими кустарничками. Мы решили туда не идти, а примоститься на склончике. Дул пронзительный ветер, облака обступали нас со всех сторон. Только я примостила палатку под кустиком, пошел дождь. Полина жгла костер на месте, где почему-то не было воронике, а была глина. Из дров она использовала половину доски (на второй половине мы кипятили воду с утра). Воду брали из какой-то лужи.

День восьмой

Ночью ветер разбушевался, даже под защитой березок нашу палатку качало. С утра, после того как сожгли оставшуюся половину доски, мы отправились дальше. Через непродолжительное время доходим, как мне показалось, до еще одной большой литорали. Полина забирается наверх — посмотреть остатки метеостанции. После привала мы идем не насквозь этой литорали, а по берегу. Оказалось, что это такой изгиб всего полуострова.

Ко времени прилива дошли до реки Каменная. Там стояла избушка, в которой мы пообедали, переждали дождь. Речку нам удалось перейти только в малую воду. Полина хотела построить переправу, но пока строила, вода спала и мы перешли. Берег становится менее высоким, снова видно тундру. Полина нашла бывший плот — четыре больших бревна, скрепленных между собой, сверху приделана подставка для мачты.

На самом деле когда-то была тропа по-над берегом. Про нее рассказывали местные жители, она отмечена на карте. Но эта тропа обвалилась, даже триангуляционные вышки начали падать. Одна из них стояла тремя ногами на земле, а четвертая уже отломалась.

Подходя к реке Шомохше, мы видели несколько избушек. Опробовали переход через нее, кинув рюкзаки прямо на берегу. Заодно посмотрели, что это там за такие кирпичные строения. Видимо, раньше военные хотели построить здесь базу, но что-то не заладилось. Поэтому лежат уже окаменевшие мешки с цементом (штук 100, не меньше), на литорали стоят вмурованные в песок бульдозеры.

Ночевать решили на правом берегу (не переходя Шомохши). С берега была видна довольно большая избушка. Но дойдя до нее мы поняли, что в ней жить нельзя — везде какой-то мусор, окна выбиты, дверь как будто заколочена. Уже собирались встать просто с палаткой, но я заметила еще одну избушку. Она, правда, оказалась немного недостроенной (там не было печки), но вполне себе приличная. Полина, немного забывшись, чуть не пошла посмотреть на первую избушку, «а вдруг она лучше?».

День девятый

Спокойно перейдя Шомохшу, мы дошли до действующей военной базы. От нее начинается дорога до Чижи. Правда, идет она по болоту, поэтому идти не в сапогах — плохая идея. Кроме того, нужно пересечь «ручей» — просто много-много грязи, в которой очень легко увязнуть. Мы бы туда и не пошли, если бы не количество следов, ведущих на ту сторону. Посередине стоит какая-то металлическая штука, которая закрывает самое гадкое место (видимо). Эта дорога постепенно превращается во взлетную полосу, тоже болотистую. В свою очередь, полоса переходит в деревянные мостки.

Зачем нужны мостки? В Шойне мостками спасаются от песка. В Кие мостков вообще нет — там нормальная земля, ничем не примечательная, поросшая травкой. А в Чиже мостки защищают от воды.

С большим трудом нам удалось отыскать старосту — им оказался местный школьный кочегар, Валентин Титов. Он нас накормил хлебом, испеченным здесь же на печке, и покупными сыром и колбасой. Пошел топить баньку, а мы пошли гулять.

Везде вода, даже для того, чтобы дойти до моста через реку, нужно зайти в воду под обрез коротких сапог. По Чиже разгуливают лошади, коровы. Но они частные, поэтому молока и других молочных продуктов в магазине нету.

На следующий день должен прилететь самолет, поэтому мы идем искать, где нужно записываться на билеты. Этим заведует тетушка, до которой староста не мог дозвониться. Когда же мы дошли до ее дома, оказалось, что она ходила за морошкой, и ее рабочий день уже кончился. Мы ей сказали, что хотим улететь в Мезень.

День десятый

С утра мы сразу пошли выяснять насчет билетов. Тетушка помялась-помялась, но все-таки позвонила и спросила про количество мест. Оказалось, что все хорошо, и нам выписали билеты.

Ожидание самолета на взлетной полосе. Сначала прилетел самолет из Нарьян-Мара, спокойно сел, начал выгрузку почты. Прилетевший самолет из Шойны сел и при развороте застрял в болоте. Точнее во взлетной полосе, которая состоит из болота. «Вот, эти архангельские неженки, привыкли к нормальным полосам, не то что нарьян-марские, эти даже с лопатами летают!» — говорят местные. Откопать архангельский самолет быстро не удалось, поэтому нарьян-марский решил отъехать немножко и улететь. Но при очередном повороте он тоже застрял. Хотели привести трактор, но не могли найти тракториста. Тогда оказалось, что в Архангельск летит какой-то тракторист. Трактор, немножко перекопав взлетную полосу, вытащил оба самолета. Мы решили, что эти Ан-2 можно назвать летающими буханками.

Но оказалось, что в Шойне посадили на двух человек больше и официально на этом самолете мы полететь не можем. Но тетушка все суетилась, говорила: «Студенты, идут от самой Шойны, возьмите их!». Пилот на нас внимательно посмотрел и пустил в самолет.

Когда мы выходили в Мезени, Валентин (он летел в Архангельск на курсы повышения квалификации), спросил: «А что, вы правда выходите? Я-то думал, что вы просто говорили, что до Мезени, чтобы вас взяли…».

Пройдя всю Мезень насквозь, что потребовало довольно много времени, мы на двух пойманных машинах, доехали до поворота на Кимжу. Прошли по странному понтонному мосту, который сейчас только доделывают. Пройдя мимо самого поселка, мы поставили лагерь в лесу, около какой-то лужи.

День одиннадцатый

Мы устроили себе экскурсию по Кимже. Это действующий деревянный поселок, с огромными домами-дворами. К берегу причалены небольшие деревянные лодочки с малосильными моторами на них. По поселку ходят козы, люди ездят на телегах, запряженных лошадьми.

Посмотрев Кимжу, мы вышли на дорогу. Чтобы было не очень скучно ждать машину, Полина купила семечки. Но как только мы открыли пачку, полил дождь. На самом деле, это были семечки водного подсолнуха, потому что как только мы их доели, дождь прекратился. Мы поймали машину до Архангельска. Таким образом мы добрались от Шойны до Архангельска за ноль копеек. Доехали до железнодорожного вокзала, купили билеты на поезд, отходящий через полчаса и уехали в Москву.

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29