Славный жизненный путь выпускника биокласса (Д. Ребриков)

Прослушав рассказ Сергея Менделевича, я понял, вообще с чего можно начать мой рассказ. Я являюсь ярким примером влияния обогащенной среды на тех самых школьников, приходящих в биокласс. Потому что в биокласс я попал из спортивной школы «Самбо-70», где проучился шесть лет, в общем прямым ходом шел к мастеру спорта и спорт-тройке ЦСК. Но в какой-то момент, почему-то, мне взбрело в голову пойти поступать в 520 школу. В 520 школу меня не взяли. Это нормально. Через год 43 школа набирала, в отличие от 520 в те годы, в 10 класс, на два года обучения, и в 43-ю, с огромным скрипом, меня все-таки взяли. Потому что моя мама организовала грузовик в Молдино и увезла туда все рюкзаки. Сергей Менделевич сказал: «Ну ладно». И вот, видимо, эта обогащеная среда, как-то смогла из довольно эффективного, хорошего борца все-таки сделать биолога. Как мы только что видели, эволюция не дремлет. И, наверное, я просто хочу несколько интересных моментов сказать из того пути…

Сергей Менделевич не сказал, как он назвал наши доклады, не все видели это объявление. «Славный жизненый путь ученика биокласса». Я когда это узнал, подумал: «Все, путь пройден?». То есть я должен подытожить… знаете, как на телеканале «Культура», когда человеку уже за 70 или за 80, его зовут и снимают про него передачу. Я надеюсь, что путь-то в общем еще только начинается.

Вот история, связанная со Львом Абрамовичем Остерманом. Оказалось, что когда наш класс набрали, то в школе, насколько я понимаю, не было штатного училеля физики, ну имею в виду для нас, биологического класса, нам, просто абсолютно фантастическим образом, я считаю, что это было чудо… нам достался в учителя физики Лев Абрамович Остерман, который был биофизиком, может быть, не все знают, и довольно известным разработчиком методов молекулярной биологии и биофизики. И физику он преподавал довольно по-школьному. Он говорил: «Ну ребята, ну что вы из этого учебника не поймете? Вы прочтете, вы разумные дети, я вижу, что вы все разберетесь. Этот параграф прочтите, а потом мне на контрольной ответите.» А на уроках он развивал наши мыслительные способности. Это я считаю, Сергей Менделевич, один из ключевых, очень важных факторов создания разнообразия среды в тот момент, который на меня сильно повлиял. И когда нас раздавали на лабораторные работы, то в том числе Лев Абрамович предложил в качестве базы для выполнения лабораторной работы в 10 классе, лабораторию, где работал его сын, Андрей Остерман, в НИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов, лаборатории химии белка. Я соответственно сразу же поднял руку, сказал, что я очень хочу вот именно в эту лабораторию, потому что мне очень нравилось, как Лев Абрамович вел занятия, мне казалось, что раз он это рекомендует, надо брать. И я ни капельки не прогадал. Я абсолютно уверен, что мне повезло с лабораторией, потому что, когда я туда пришел, там работало порядка 10-ти молодых, с горящими глазами, кандидатов наук, специалистов в области молекулярной биологии. Это была молодая, только что основанная группа, еще никто в России не мог по-человечески клонировать эти гены, а ребята уже раздирали это все в пух и прах. Ну естественно, через три года, когда я вернулся на первом курсе, остался только Леша Шавелев и два аспиранта. Но я, в рамках лабораторной практики, я выполнял работу, как и все школьники. Как в том числе и школьники, которые ходят на практику сейчас. И такая, наверно, байка, она заключается в том, что разнообразие среды, этот подход, который был в тот момент создан, он позволил мне в рамках этой лабораторной работы сделать некое исследование на базе которого я элементарно, совершенно легко защитил курсовую работу на четвертом курсе биофака МГУ, потом дипломную работу на пятом курсе, который я сдал экстерном, потому что после глаголевского класса в общем делать на биофаке нечего. Диплом просто был частью курсовой, а курсовая частью моей лабораторной практики. Когда дело дошло до кандидатской, я понял, что и кандидатская — это тоже маленький кусочек той работы, которую я сделал в 10 классе, но просто немножко более расширенно написан, вместо 30 страниц стало 130. Ну и когда я в позапрошлом, кажется, году я все-таки решил защищать докторскую дисертацию, я взял маленький кусочек, совсем маленький кусочек лабораторной работы и с успехом, на ура, защитил докторскую.

Это, наверное, то, что мне хотелось сейчас рассказать. В общем, мне кажется, что совершенно правильно здесь было сказано, что нет каких-то особо одаренных, склонных к чему-то людей. Все дети одинаковы. Вопрос в какую среду они попадают. Мне кажется, на моем примере можно показать, что при попадании в хорошую среду из самбистов вырастают доктора наук. Спасибо.

2005–2022 © «БиоКласс». Контакты
Телефон: (495) 433-76-29