
![]() |
|
Анатомия, морфология и систематика высших растенийПрограмма: авторская. Объяснительная запискаКурс предполагает более подробное рассмотрение анатомии и морфологии растений, по сравнению с 6 классом, что позволяет учащимся лучше понимать закономерности строения и функционирования органов растений. Также цель курса – познакомить учащихся с представителями различных порядков класса Покрытосеменных растений и на их примере показать разнообразие растений и их эволюционные связи. Для достижения этой цели на каждом уроке ученики делают доклады про культурные растения с их дегустацией, а затем обсуждается систематическое положение выбранного объекта, его эволюционные связи с другими таксонами и др.
Структура программыКлетки, ткани и органы растений (12 часов)
Содержание программыКлетки, ткани и органы растенийОтличия растительной клетки от животной. Клеточная стенка. Плазмодесмы и поры у растительных клеток. Строение и развитие пластид. Деление клеток растений. Вакуоль. Пойкилогидридность и гомойогидридность. Отделы растений.
Практикум: Ткани растений. Основные органы растения. Типы организации тела высших растений. Классификация органов спорофитов сосудистых растений. Побеги и побеговые системыВнешнее строение побега. Листорасположение. Основные закономерности спирального листорасположения. Симподиальное и моноподиальное, акротонное и базитонное ветвление. Ортотропный и плагиотропный рост.
Жизненные циклы и группы растенийОсновы систематики: латинские названия растений, таксономические ранги. Основные группы культурных растений. Флористические царства Земли.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихсяУчащиеся должны знать: строение и происхождение тканей и органов растений; основные процессы, происходящие в растениях (фотосинтез, всасывание питательных веществ, транспорт веществ, транспирация и др.); жизненные формы и экологические группы растений; жизненные циклы, рассмотренные в курсе; характеристики подклассов и некоторых порядков Покрытосеменных растений. Учащиеся должны уметь: анализировать срезы различных тканей и органов растений; использовать знания о химических и физических процессах и законах для объяснения механизмов работы живых систем, а именно: атомно-молекулярная теория, роль диффузии и осмоса в живой природе; превращения энергии в ходе химических реакций в клетке; делать морфологическое описание листьев; составлять и интерпретировать формулы цветков и формулы листорасположений; на основе известных признаков, делать предположения о принадлежности растений к определенному таксону. Межпредметные связиМатематика Числовые последовательности. Числа Фибоначчи. Физика Знание основных физических явлений и величин (капиллярные силы, диффузия, осмос, действие силы тяжести и др.). Электромагнитные волны, их поглощение и отражение различными телами. Химия Химические элементы, вещества, реакции, рН, кислотность среды. Ферменты и катализаторы. География Основные страны. Топонимика. Природные зоны. Ландшафты. Геохронологическая шкала. Климат и микроклимат. Учебные пособия
Рекомендуемые литературные источники для подготовки докладов
|