
![]() |
|
Зоология позвоночныхПрограма - авторская. Объяснительная записка«Зоология позвоночных» входит в систему курсов, с изучения которых начинается биологическая специализация школьников. Параллельно с этим курсом в 8 классе проводятся занятия практикума и курса «Введение в биологию», предварительно знакомящего учащихся с основными молекулярными процессами, лежащими в основе функционирования всех живых систем.
Спецкурс рассчитан на учебный год (34 занятия по два академических часа, всего 68 часов). Структура программыВведение. Общие признаки и систематика хордовых (2 ч)
Содержание программыВведение. Общие признаки и систематика хордовыхПоложение хордовых среди других типов животных; первично - и вторичноротость. Основные признаки хордовых – развитие осевого эндоскелета, нервной трубки и её производных, жаберных щелей и метомерной мускулатуры. Низшие хордовые и позвоночные; деление позвоночных на бесчелюстных и челюстноротых; анамний и амниот; классы позвоночных. Эмбриогенез хордовыхОбщая периодизация онтогенеза. Периодизация эмбриогенеза. Ход и результат дробления. Ход и результат гаструляции. Зародышевые листки. Формирование хорды; эмбриональная индукция и формирование нервной трубки; формирование сомитов и закладка целомических мешков; закладка полостных органов. БесчерепныеСреда обитания, внешнее строение и образ жизни ланцетников. Опорно-двигательная система: строение и функции хорды; метомерная мускулатура; ундуляция. Нервная система: деление на центральную и периферическую нервную систему; нервная трубка, мозговой пузырь и метомерные нервы. Классификация нервов. Органы чувств. Пищеварительная система: отделы пищеварительной трубки; строение и работа слизистых транспортёров; положение и роль жаберных щелей; взаимосвязь пищеварительной системы с органами дыхания у хордовых. Задачи, строение и работа органов выделения. Строение и работа кровеносной системы. Размножение и развитие ланцетников. ПозвоночныеТема А. Бесчелюстные Среда обитания, внешнее строение и образ жизни миноги. Закладки позвонков и начало формирования черепа. Деление головного мозга на пять отделов; локализация основных функций в головном мозге позвоночных. Органы чувств миноги. Пищеварительная система: Ротовая присоска; висцеральная корзина; деление глотки на пищевод и дыхательную трубку; поджелудочная железа и печень. Дыхательная система: жаберные мешки и механизм вентиляции жабр. Кровеносная система: формирование и работа четырёхкамерного сердца; две основные камеры. Выделительная система: строение и работа головной и туловищной почки. Размножение и развитие миноги; метаморфоз. Древнее разнообразие бесчелюстных. Тема Б. Хрящевые рыбы Общая систематика современных хрящевых рыб. Скелет. Висцеральный скелет рыб; происхождение и строение челюстей. Осевой скелет; строение черепа; закладка и строение позвонков. Конечности: строение и функции поясов конечностей; парные плавники. Нервная система: Особенности головного и спинного мозга акулы. Органы чувств. Пищеварительная система. Происхождение и строение зубов. Особенности строения – сверхкрупная печень, развитие спирального клапана кишки; клоака. Дыхательная система – строение и механизмы вентиляции жабр. Адаптивность накопления мочевины в тканях. Внутреннее оплодотворение и варианты развития потомства у хрящевых рыб. Черты специализации у скатов и химер. Тема В. Костные рыбы Общая систематика и общие особенности костных рыб: развитие скелетных окостенений; редукция количества жаберных щелей до 4-х пар; развитие жаберных крышек; развитие газовых производных кишечной трубки. Особенности лучепёрых: строение плавников, плавательный пузырь, редукция артериального конуса. Систематика и разнообразие лучепёрых. Особенности лопастепёрых: строение плавников, лёгкие, хоаны. Скелет: пояс передних конечностей и варианты плавников; строение черепа. Дыхательная система: варианты вентиляции жабр; дополнительные органы газообмена. Систематика и разнообразие лопастепёрых: двоякодышащие и кистепёрые. Особенности рипидистий и целокантид. Тема Г. Амфибии Изменения в строении и работе систем органов, необходимые при освоении суши. Особенности скелета: совершенствование поясов и свободных конечностей; новые отделы позвоночника; особенности черепа. Особенности строения и работы дыхательной системы амфибий: мешкообразные лёгкие; глоточная вентиляция; необходимость кожного дыхания. Особенности строения покровов. Кровеносная система: происхождение второго круга кровообращения; строение и работа сердца. Нервная система и органы чувств: особенности головного и спинного мозга; происхождение среднего уха; особенности зрения. Пищеварительная система: особенности ротоглоточного отдела; пищевое поведение. Размножение и развитие амфибий; метаморфоз. Разнообразие и систематика современных амфибий. Разнообразие древних амфибий. Тема Д. Рептилии Общие особенности и эволюционное значение класса рептилии. Происхождение и строение амниотического яйца. Размножение и развитие на суше. Роль нового (рёберного) механизма вентиляции лёгких: увеличение площади газообмена лёгких; формирование газо-водонепроницаемых покровов; освоение новых (засушливых) биотопов. Происхождение почки «экономного» типа. Изменение челюстного аппарата и появление височных окон черепа. Изменения в строении и работе сердца. Общее повышение интенсивности обмена веществ. Головной мозг зауропсидного типа; особенности строения и работы органов чувств. Эволюционное древо рептилий: происхождение и систематика основных групп. Разнообразие древних рептилий. Разнообразие и систематика современных рептилий. Тема Е. Птицы Гомойотермия. Плюсы и минусы теплокровности. Варианты теплокровности. Изменения в строении и работе систем органов, обеспечивающие развитие гомойотермии. Система требований к активно летающему существу: особенности скелета и мускулатуры; высокий уровень обмена веществ и изменения в строении и работе сердца, органов дыхания, пищеварения и выделения; требования к Ц.Н.С. и органам чувств. Особенности скелета килегрудых птиц на примере голубя: особенности строения черепа; особенности строения отделов позвоночника; особенности строения грудной клетки; особенности строения пояса передних конечностей и скелета крыла; особенности строения пояса задних конечностей и скелета ноги. Покровы: строение и задачи различных типов перьев; прочие роговые производные кожи; копчиковая железа. Четырёхкамерное сердце и полное разделение кругов кровообращения. Строение и работа органов дыхания: строение дыхательных путей и лёгкого птицы; двойное дыхание; принцип противотока при газообмене в лёгком. Строение и работа пищеварительной системы: изменения ротового аппарата; строение и работа двухкамерного желудка; строение и работа тонкого кишечника. Строение работа нервной системы и органов чувств. Размножение и развитие птиц: птенцовый и выводковый варианты. Гипотезы происхождения полёта. Систематика и разнообразие современных птиц. Требования к знаниям и умениям учащихсяУчащиеся должны знать:Основной набор терминов, описывающих положение органа в теле.
Учащиеся должны уметь:Схематично изображать строение органа, руководствуясь его описанием.
Литература для учащихсяОсновнаяКвашенко А.Н. Зоология позвоночных для школьников / Под ред. канд. биол. наук С.М. Глаголева. М., Добросвет, Издательство КДУ, 2013. 190 с. Доступна в электронном виде, есть в библиотеке биокласса. Квашенко А.Н. Эволюция кровеносных систем позвоночных // Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вып. 9. М.: издатель Карпов Е.В. 2006. С.84-109. Доступна в электронном виде (DOC), есть в библиотеке биокласса.Дополнительная
|